Применение методов сенсорной интеграции в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Скачать дипломную работу, в которой исследуется применение методов сенсорной интеграции в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.11.2023
Объем файла
6516 Кб
Количество страниц
105
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение 

Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года указывает формы и методы коррекционной поддержки детей с ООП, они направлены на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой [1]. Воспитание и обучение лиц с особыми образовательными потребностями является ключевой проблемой для нынешнего Казахстана. 
Немногие из нас задумываются о том, как работает наш мозг. В то же время именно мозг управляет всеми видами человеческой активности. Мозг управляет всей жизнедеятельностью человека, но в тоже время он ежесекундно обрабатывает разнообразную информацию, поступающую от органов чувств – таких как зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, а также еще двух видов ощущений вестибулярных (возникающих при различных типах движения, чувство равновесия) и проприоцептивных (ощущений от положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве). Простуду, перелом, плохое зрение и другие заболевания выявить довольно легко, а вот проблемы с учебой, неадекватное поведение, проблемы в общении со сверстниками зачастую не столь очевидны. Нередко такие нарушения являются неадекватной сенсорной интеграцией в мозге ребенка, которая мешает ему успешно справляться с учебой, контролировать свое поведение, овладевать речевыми навыками. Такие сенсорные нарушения встречаются у детей во всем мире, они приводят к тому, что способные дети плохо учатся и неадекватно себя ведут, несмотря на хорошее воспитание в семье и благоприятную окружающую среду.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 10

1 Анализ литературы по проблеме применения методов сенсорной интеграции в коррекции речевых нарушений у дошкольников……………………….……………………………………….. 16

1.1 Понятие о сенсорной интеграции, ее мозговая организация и нарушение ……………………………………………………….…………... 16

1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с речевыми нарушениями ………………………………………….…………. 29

1.3 Значение и этапы развития сенсорной интеграции в формировании речевой деятельности у дошкольников …………………….………..……..  33

2 Обзор приемов и технологий работы с речевыми нарушениями дошкольников речевых нарушений  у дошкольников, основанных на сенсорной интеграции……………………………………………………….  42

2.1 Приемы логопедической работы с применением методов сенсорной интеграции в коррекции речевых нарушений у дошкольников

2.2 Обоснование и разработка комплекса заданий с применением методов сенсорной интеграции в коррекции речевых нарушений у дошкольников ………………………………………………………………..  53

2.3 Практическое исследование эффективности методов сенсорной интеграции в коррекции речевых нарушений у дошкольников………….. 71

Заключение…………………………………………………………………...

Список использованной литературы………………………………………..

Список использованной литературы
1 Закона Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002г.
2 Белоусова М.В., Уткузова М.А., Гамирова Р.Г., Прусаков В.Ф. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей. Практическая медицина -2013 -С.117–121. 
3 Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.07 / Ш. А. Абдуллаева; Моск. гос. пед. ун-т. ‒ М., 1995. ‒ 26 с. 
4 Аванесова В.Н. Дидактические игры / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. П. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. ‒ М.: Просвещение. -1999. - С. 176-212. 
5 Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. – М.: Просвещение. -2005. – 176 с. 
6 Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. – М.: Медицина, -1997. – 302 с. 
7 Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б. Г. Ананьев // Психология и проблемы человекознания. ‒ М.: Изд-во «Ин- т практ. психологии».-1996. – С. 59-158. 
8 Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. ‒ Казань: Изд-во КГУ.- 1998. ‒ 238 с. 
9 Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография / В. А. Беликов. ‒ М.: Академия Естествознания.- 2010. ‒ 310 с. 
10 Бетехтина О.Ю. Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины XX века : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.07 / О. Ю. Бетехтина; Моск. гос. пед. ун-т. – М., 1999. – 26 с. 
11 Блехер Ф.Н. Дидактические игры и упражнения / Ф.Н. Блехер. – М.: Просвещение.- 1994. – 184 с. 
12 Бобкова Т.С. Сенсорное воспитание детей от 1,5 до 3 лет (игры своими руками) [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2014/11/13/sensornoe-vospitanie-detey-ot-15-do-3-let-igry-svoimirukami 62 
13 Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : кн. для воспитателя дет.сада. ‒ М.: Просвещение.- 1998. ‒ 144 с. 
14 Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. ‒ М.: Просвещение.- 1969. ‒ 368 с. 
15 Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /под ред. А.Н. Леонтьева А.В Запорожца ‒ М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. ‒ 132 с. 
16 Выготский Л.С. Психология развития ребенка. ‒ М.: Смысл, Эксмо.- 2004. ‒ 512 с. 
17 Галигузова Л Н. Педагогика детей раннего возраста. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос».- 2007. – 300 с. 
18 Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и развитию мелкой моторики рук // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76-80. 
19 Декроли О. Возбуждение интеллектуальной и двигательной активности с помощью игр // История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия / ред. С. Ф. Егоров. ‒ М.: Академия.-2000. ‒ С. 342-349. 
20 Запорожец А В. Восприятие и действие. М.: Просвещение.- 1967. ‒ 324 с. 
21 Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика.- 1996. ‒ С. 91-99. 
22 Иванова Н.И. Дидактический материал своими руками для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/dlja-razvitija-detei-i-igr-s-nimisozdayu-svoimi-rukami-igrovoi-material-takoi-kak-volshebnaja-korobochkashirmy-zhivoi-akvarium.html (дата обращения: 05.10.2019г.) 
23 Капитанова Н. Дидактические сюжеты. Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 72-76. 
24 Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. ‒ М.: Издательский центр «Академия».- 2001. ‒ 416 с. 
25 Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты / Феникс.- 2007. ‒ 231 с. 
26 Лебедева Е.Н. Дидактические игры своими руками / Е.Н. Лебедева. – Дошкольное воспитание. – 2016. - № 8. – С. 104-106. 
27 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики ‒ М.: Изд-во Моск. ун-та.- 1981. ‒ 584 с. 
28 Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М. Монтессори. ‒ М.: Карапуз.- 2005 ‒ 272 с. 
29 Морозова О.В. Становление теории первоначального сенсорного воспитания в отечественной педагогике конца XIX – начала XX века: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Владимир.-1994. – 24 с. 
30 Мутагорова С.Н. Сенсорная комната: новые возможности использования // Воспитатель ДОУ. ‒ 2010. ‒ №9. ‒ С. 7-11. 
31 Мухина В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. ‒ М.: Просвещение, 1985. ‒ 272 с. 
32 Новоселова С. Л. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений : аннотированный перечень/М.: Центр инноваций в педагогике.- 1997. – 64 с. 
33 Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда : метод. рекомендации М.: Центр инноваций в педагогике.- 1995. – 64 с. 
34 Ожегов С.И. Словарь русского языка М.: ООО.- 2007. – 640 с. 
35 Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Владос.-2002. – 96 с. 
36 Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада ‒ М.: Просвещение.- 1993. ‒ 96 с. 
37 Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Э.Г. Пилюгина. ‒ М.: Просвещение.- 1996. ‒ 112 с. 
38 Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. ‒ М.: Высшая школа.-1994. ‒ 174 с. 
39 Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания// Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.: Просвещение. - 1995. ‒ С. 19- 41. 
40 Предметно-развивающая среда: методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / автор-составитель Л. А. Пасекова. – СПб.: Астерион.- 2012. – 24 с. 
41 Психология личности и деятельности дошкольника/под ред. А.В. Запорожца Д. Б. Эльконина. ‒ М.: Просвещение.- 1965 ‒ 295 с. 
42 Пятница Т.В. Развивающая среда дошкольного учреждения: пособие для педагогов /Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер».- 2009. – 291с. 

Адаптивный ответ - это обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения. Посредством адаптивных ответов ребенок на каждом этапе своего развития справляется с определенными задачами и познает что-то новое. Формирование адаптивных ответов помогает мозгу развиваться и организовывать свою работу, включает сенсорную интеграцию. А с развитием сенсорной интеграции улучшается самоорганизация, и становятся доступными более сложные навыки. Нарушения сенсорной интеграции проявляются в ряде симптомов, которые характеризуются либо гипер - либо гипосенсетивностью к тем или иным ощущениям (повышенной или пониженной чувствительностью). Нарушение сенсорной интеграции приводит к различным последствиям, это могут быть нарушения как общей, так и мелкой моторики, гиперактивность, нарушение развития высших психических функций, задержка речевого развития, что приводит к проблемам с обучением и поведением. В последнее время специалисты, работающие с речевой патологией, все чаще встречаются с категорией безречевых детей, то есть с детьми, у которых отсутствует речь. Как правило, это дети со сложной структурой дефекта, который характеризуется и нарушением сенсорной интеграции в том числе, наряду с комплексным органическим нарушением, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.  Многие логопеды-практики разрабатывают собственные методики работы с неговорящими детьми, такие как М.И. Лынская, Т.Н. Новикова-Иванцова, которые используют в своей практике такие приемы работы, которые интегрируют ощущения от различных органов чувств, в процессе формирования речевой деятельности. Эффективно и целесообразно включать в логопедическую работу различные нетрадиционные, инновационные приемы работы, такие как психогимнастика и ритмика, арттерапевтические технологии, ароматерапия, подключение в процесс обучения тактильного, обонятельного, вкусового, вестибулярного и проприоцептивного восприятия. Включение в коррекционно-развивающий процесс как можно большего количества анализаторов, способствует более успешному усвоению материала, повышают интерес, активность и мотивацию у детей.