Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Введение
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Развитие моторики у детей старшего дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. В настоящее время учителя отмечают, что у первоклассников часто возникают серьезные трудности в формировании навыков письма, причина чего является слабо развитая моторика. Уровень развития мелкой моторики руки является одним из показателей школьной зрелости ребенка. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развиты внимание, память и связная речь. В свою очередь недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, снижению мотивации к обучению, нарушению общения, повышения уровня школьной и общей тревожности, что впоследствии может привести к школьной дезадаптации.
В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, так как это требует сложных координированных движений рук. Техника письма предполагает работу мелких мышц и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. Поступая в первый класс, дети с недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации и мелкой моторики испытывают затруднения с письмом. У дошкольников быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, не различается пространственная ориентация на листе бумаги. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации дополнительных упражнений, целью которых является подготовка руки ребенка к систематическому письму, сформированию графических навыков письма.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………
Глава 1 Теоретический базис развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата………………………………………………………………………
1.1 Понятие «мелкая моторика» в психолого-педагогической литературе…
1.2 Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………..
1.3 Коррекция мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством лепки………..
Глава 2 Диагностическое исследование мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.1 Описание выборки детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.2 Программа констатирующего эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Глава 3 Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3.1 Задачи формирующего этапа эксперимента…………………………….
3.2 Содержание формирующего эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
3.3 Итоги контрольного эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Заключение………………………………………………………………………
Список источников информации…………………………………………….
Приложения……………………………………………………………………..
Список источников информации
I. Нормативные правовые акты:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.
2. Федеральный закон от 30.12.2021 N 472-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".- Москва, 2020.
II. Учебная и монографическая литература:
3. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян. - М.: Медиа, 2015. - 983 c.
4. Безбородова М.А. Методики диагностики психомоторного развития школьников и дошкольников\ М.А.Безбородова – «МПГУ», 2019. – 176с.
5. Гришечкина, Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений / Н.В. Гришечкина, В.А. Козюлина, О.П. Матюшкина. - Ярославль: Академия развития, 2020. - 192 c.
6. Дмитриева, В.Г. Готовим руку к письму. 100 упражнений для развития мелкой моторики / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель, 2020. - 523 c.
7. Ильин Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2013. - 326 с.
8. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Просвещение, 2001.- 228 с.
9. Колдина Д.Н. Лепка с детьми. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-синтез, 2011.- 64 с.
10. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками: моногр. / И.Ю. Левченко, О.Г.Приходько, А.А. Гусейнова. - М.: Книголюб, 2017. - 176 c.
11. Лурия А.А. Высшие корковые функции человека/Издательство «Питер», 2018. – 768 с.
12. Мирошниченко, С. А. Лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата / С. А. Мирошниченко. – М.:2019. – 254 c.
13. Монтессори Мария. Полный курс воспитания. Сборник. - М.: Издательство АСТ.:2019. - 576 с.
14. Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2012.- 593 с.
15. Никандров В.В.Психология: учебник/ М.: ТК ВелбиПроспект, 2007.- 911 с.
16. Стребелева Е., А. Л. Венгер А.Л., Е. А. Екжанова и др. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие ; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 312 с.
17. Соколов, Г. В. Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте / Г. В. Соколов, Е. А. Афоничева. – М.: АСТ, 2014. ‒ 345 с.
18. Соколова, Е. В. Готовимся к школе. Развиваем моторику руки. 5-7 лет / Е.В. Соколова, Н.Н. Нянковская. - М.: Академия развития, 2019. - 32 c.
19. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 384 с.
20. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2019. - 802 c.
21. Скопина А.П. Проблема развития детского пластического творчества в лепке в художественно-педагогических трудах/О.А.Скопина//Развитие теории дошкольного образования.- Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции.- М.: МПГУ, 2013.- 119 с.
22. Ткаченко, Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2017. - 194 с.
23. Узорова, О.В. Игры с пальчиками: развитие мелкой моторики / О.В. Узорова. - М.: Астрель, 2014. - 154 с.
24. Худенко Е.Д. Программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей-инвалидов дошкольного возраста для детей-инвалидов дошкольного возраста (4-8 лет) для детских домов-интернатов для умственно-отсталых детей/Е.Д.Худенко.- М.: Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция».- 2017 год.
25. Шереметьева, Е. В.Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста: учебно-практическое пособие / Е. В. Шереметьева. – Челябинск, 2017. – 104 с.
26. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич. Хрестоматия/ Л.М.Шипицына. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 616 c.
27. Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии.- Языки славянской культуры, оригинал-макет, 2015.- 51 с.
III. Периодические издания:
28. Аксeнoвa, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением развития / М. Аксeнoвa // Дошкольное воспитание. - 2015. - №8. - С. 62-65
29. Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки пальцев рук/Л.В.Антакова-Фомина//педагогика.- 2016.- № 2.- с.63-66
30. Баранюк, И. В. Песочная терапия в работе с современными дошкольниками / И. В. Баранюк // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 10. – С. 6–11.
31. Ляменкова, Е. М. Современные технологии развития мелкой моторики в ДОО / Е. М. Ляменкова // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 9. – С. 116–121.
32. Малахова, Л.Н.Использование техники пластилинографии в работе с детьми/Л.Н.Малахова, И.И.Фрезе, Т.Н.Копнина//Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. - № 4(10). - с. 41-44.
33. Нугаева, Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника: / Р.Р. Нугаева // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 41-44.
34. Подольская, О.А. Теория и практика инклюзивного образования / О.А. Подольская. – М., 2018. – 140 с.
35. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е.А. Пожиленко. - СПб.: КАРО, 2016. - 92 с.
36. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - 60-63с.
37. Симонова, Т.Н. Вариативные особенности развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями / Т.Н. Симонова // Детская и подростковая реабилитация. - 2015. - № 2 (25). - С. 54-58.
38. Спиридонова, О. С. Проект "Пальчики играют, речь развивают" / О. С. Спиридонова // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 6. – С. 58–63.
39. Ступак, Л. А. Использование фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников [Электронный ресурс] / Л. А. Ступак, И. С. Огородова, А. А. Челышева, С. А. Кимяева // Молодой ученый. – 2017. – № 8. – С. 371–374
40. Смирнова, Е.П. Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста/ Е.П.Смирнова, Л.Л.Игошина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. №9 (36). – с. 23-25.
41. Чусовитина, И.Ф. Характеристика пальчиковых игр в дошкольном образовании/ И.Ф.Чусовитина// - Молодой ученый.- 2020.- № 11 (301) – с.198-201
42. Чумак, З.Л. Развитие мелкой моторики у школьников как условие развития речи/З.Л.Чумак, Ж.Г.Шахматенко, И.А.Докучаева//Молодой ученый.- 2019.- № 51 (289).- с.362-364.
IV. Интернет-ресурсы:
43. Артикуляционная гимнастика [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kokarevala.narod.ru/ispravlenie_zvukoproiznosheniya/artikulyatsionnaya _gimnastika
44. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/6/0192/6_0192-1.shtml
45. Вся логопедия [Электронный ресурс] // Информационный ресурс [сайт] Режим доступа: http://logoped.name
46. Денисова, Л. Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Подготовка руки ребенка к письму. [Электронный ресурс] / Л. Т. Денисова (http://www.rassvet.edu.yar.ru/work1/index.html)
47. ДЦП – что это? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tiensmed.ru/news/cerebralpalsy-u7s.html
48. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
49. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/6/0153/6_0153-1.shtml
50. Наумова Г. В. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей [Электронный ресурс] /Г.В. Наумова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiisad/razvitie-rechi/vliyanie-razvitiya-melkoi-motoriki-na-razvitie-rechi-detei
51. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/korrektsiya-narushenii-rechi-doshkolnikov-s-dizartriei-i-nedorazvitiem-prostranstvennogog#ixzz4ADvJXHUz
52. Никитина, Я. Ю. Особенности развития моторики ребенка в различные периоды онтогенеза [Электронный ресурс] / Я. Ю. Никитин URL: http://nsportal.ru/shkola/estestvoznanie/library/2012/08/30/osobennostirazvitiya-motoriki-rebenka-v-razlichnye-periody
53. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://школа28- ростов.рф/osobennosti-razvitiya-lichnosti-i-emocionalno-volevoy-sferyu-detey-s-dcp
54. Семенова, К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах [Электронный ресурс]. – http://pedlib.ru/Books/7/0427/7_0427-1.shtml
55. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте [Электронный ресурс]. https://vzm134.detsad.27.ru/files/documents/333_a_v_semenovich_neyropsihologi cheskaya_korrektsiya_v_detskom_vozraste.pdf
56. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – режим доступа http://www.rg.ru/2013/11/doshkstandart-dok.html, 25 Nov.2021 14:30:21
На этапе формирующего эксперимента мы вырабатываем устойчивый интерес к процессу лепки и его результатам, активно включаем дошкольника в продуктивную деятельность. Создание первичных сюжетных образов, их отражение в объемных и плоскостных поделках, восприятие поделок как копий реальных предметов являются целью занятий лепкой. Педагоги развивают умение лепить предметы круглой формы, отражая в поделке основные свойства предметов (величину, форму, пространственное расположение). Подводя итоги работы, педагог фиксирует внимание на признаках, объединяет поделку с образом. На формирующем этапе обучения дети знакомятся с такими правилами работы, как засучить рукава перед работой, лепить только на дощечке, по окончании работы мыть руки с мылом. В процессе создания объемных поделок округлой и вытянутой формы усваиваются такие приемы работы, как отщипывание, размазывание, прижимание, разминание, соединение частей. Ознакомление с приемом расплющивания проводится в два этапа: сначала дети учатся раскатывать шарик, затем его расплющивают между ладонями, или большим и указательным пальцами. Обучение изобразительным умениям проводится сопряженными действиями взрослого и ребенка с одновременным их комментированием. Готовые поделки обыгрываются на занятии, используются на занятиях по другим видам деятельности.