Развитие эмпатии у второклассников во внеурочной деятельности

Скачать дипломную работу, в которой исследуется развитие эмпатии у второклассников во внеурочной деятельности
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.11.2023
Объем файла
774 Кб
Количество страниц
70
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-культурной жизни общества требуют воспитания людей нового типа. Одним из ценностных ориентиров начального образования является утверждение человеческого достоинства путем воспитания честности, отваги, настойчивости, доброты, способности к состраданию и сопереживанию, справедливости, уважения к правам человека. Развитие личности, способной к состраданию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений другого человека обеспечивает его успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.  Одна из самых трудных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Развитие эмпатии является неотъемлемой частью формирования личности, воспитания у индивида культуры и личностного взаимодействия, развития способности ребенка управлять своими чувствами. Именно эмпатия является основой развития эмоционально-чувственной сферы, способности понимать и управлять своими чувствами, переживаниями, а также умения и желания понять, чувства, настроение другого человека.  В психолого-педагогической литературе период младшего школьного возраста характеризуется как этап интенсивного социального, психологического и личностного развития ребенка. Большое количество психологов определяют младший школьный возраст как наиболее сензитивный период для развития эмоционально-нравственной сферы, в частности и эмпатических способностей. Ведь в этом возрасте у детей начинают формироваться моральные ценности, новые взгляды на отношения между людьми. Стоит отметить, что все усвоенное и пережитое в этом возрастном периоде характеризуется психологической устойчивостью. Поэтому недостатки личностного развития и воспитания трудно будет компенсировать в последующие возрастные периоды. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………................………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………..............….….8
1.1. Понятие «эмпатия» в современной психолого-педагогической литературе................................................................................................................8
1.2. Особенности развития эмпатии детей младшего школьного возраста...................................................................................................................14
1.3. Роль внеурочной воспитательной деятельности в развитии способности к эмпатии у второклассников..................................................................................19
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...........................................................................................…39
2.1. Диагностика уровня развития эмпатии у второклассников....................................................................................................39
2.2. Программа развития эмпатии у второклассников во внеурочной деятельности..........................................................................................................60
2.3. Оценка эффективности реализации программы развития эмпатии у второклассников во внеурочной деятельности..................................................67
Выводы по второй главе………………………………………………………...72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…...………….……..…74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………...……………….…77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: раз¬витие отношений ребенка в детской субкультуре. – Воронеж: МОДЭК, 2009. – 416 с.

2. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. –  СПб.: БХВ-Петер- бург, 2012. –  288 с.

3. Андрусова С.С. Творческие формы воспитательной работы во внеурочной деятельности в начальных классах // Наука и Образование. – 2019. – № 2. – С. 17-21.

4. Астахова А.А., Кузьминов Н.Н. К вопросу о психологии эмоциональной сферы младших школьников // В сборнике: Актуальные проблемы психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. – 2018. – С. 18-22.

5. Башкирова Е.Н. Способы развития эмпатии у младших школьников // Начальная школа. – 2021. – № 2. – С. 52-57.

6. Берсирова А.К., Хапачева С.М., Шхахутова З.З. Психолого-педагогические условия формирования способности к эмпатии у детей младшего школьного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 37. – С. 46-48.

7. Бех И.Д. Воспитание личности: Восхождение к духовности. – М.: Просвещение, 2006. – 230 с.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М.: Просвещение, 2010. - 464 с. 

9. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.

10. Васильченко Г.С. Особенности развития эмпатии у детей младшего школьного возраста // В сборнике: Общетеоретические и отраслевые проблемы науки и пути их решения.  – 2019. –  С. 42-45.

11. Волчегорская Е.Ю., Гольцева Ю.В. Эмпатические способности младших школьников как фактор позитивного взаимодействия в классном коллективе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. –  2021. – № 2 (162). – С. 263-275.

12. Воробьева К.В. К вопросу о формировании эмпатии у младших школьников // Символ науки: международный научный журнал. – 2020. – № 11. – С. 170-173.

13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Эксмо, 2004. – 512 с.

14. Гасанова И.З. Особенности развития эмпатии у младших школьников // В сборнике: Развитие правового сознания в образовательном пространстве.  – 2019. – С. 280-287.

15. Григорьева Д.В.,  Степанова П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.

16. Двинских М.А., Биктагирова Г.Ф. Особенности проявления эмпатии у мальчиков и девочек младшего школьного возраста // В сборнике: Воспитание как стратегический национальный приоритет.  – 2021. – С. 192-197.

17. Дмитриева Е.В. Воспитание доброжелательности в системе духовно-нравственного развития личности // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 6 (67). – С. 100-102.

18. Ефименко Ю.С. Эмпатия в младшем школьном возрасте // В сборнике: Модели и методы повышения эффективности инновационных исследований. – 2019. – С. 168-171.

19. Зайцева О.А. Влияние художественного произведения на формирование эмоциональной отзывчивости младших школьников // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика. – 2019. – С. 8-10.

20. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.

21. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2014. – 783 с.

22. Киржакова О.А. Исследование эмпатии у детей младшего школьного возраста // Студенческий. – 2021. – № 32-1 (160). – С. 42-45.

23. Киржакова О.А. Развитие эмпатии у младших школьников средствами арт-терапии во внеурочной деятельности // В сборнике: Наука XXI века: взгляд в будущее. – 2021. – С. 144-148.

24. Китаева Е.И. Использование театрализованной деятельности в развитии эмпатии детей младшего школьного возраста // В сборнике: World science: problems and innovations. – 2022. – С. 171-173.

25. Коваленко Д.Е. Исследование развития эмпатии у детей младшего школьного возраста в условиях современного общества // В сборнике: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. – 2021. – С. 34-36.

26. Козлова Т.Л., Ислямова Э.Э. Развитие эмпатии у младших школьников // В сборнике: Образование и наука в современных реалиях. – 2020. –  С. 55-58.

27. Котова Ю.Д. Сущность аксиологического подхода в воспитании эмоциональной отзывчивости у младших школьников // В сборнике: Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук.  – 2018. – С. 78-81.

28. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста: тесты, игры, упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 299 с.

29. Кузнецова Н.М., Радина М.В. Содержательные аспекты внеурочной деятельности, ее основные направления, виды и формы // В сборнике: Предметные концепции как методологическая основа модернизации содержания и технологий обучения. – 2017. – С. 60-65.

30. Кулаченко М.П. Развитие эмпатии у младших школьников // В сборнике: Современные тенденции развития начального образования и лингводидактики. – 2021. –  С. 39-43.

31. Миляева Л.М. Воспитательная деятельность классного руководителя. – М.: КноРус, 2016. – 72 с.

32. Мирзаянова Р.Р. Внеурочная деятельность в начальной школе как неотъемлемая часть образовательного процесса и средство развития и социализации личности // В сборнике: Достижения вузовской науки 2019. – 2019. – С. 224-226.

33. Нанаева О.В. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников // В сборнике: Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики.  – 2018. – С. 57-60.

34. Николаева Е.И., Стрекосова В.С., Смирнова Л.Д., Стрижнева Л.В. Связь эмпатии и эмоционального интеллекта у младших школьников // В сборнике: Семья и дети в современном мире. –  2019. – С. 610-612.

35. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. ‒ Волгоград, 2003. – 23 с.

36. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.– М.: Сфера, 2014. – 240 с.

37. Огородник Д.Д. Воспитание эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников в аспекте требований ФГОС // В сборнике: Образование в России и актуальные вопросы современной науки. – 2020. –  С. 22-25.

38. Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: Монография. – Минск: Бестпринт, 2009. – 76 с.

39. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. – М.: Прогресс, 2004. – 480 с. 

40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2016. – 712 с.

41. Салькова А.Э. Влияние уровня эмоционального интеллекта на проявление эмпатии у детей младшего школьного возраста // В сборнике: Школа молодых ученых по проблемам гуманитарных наук. – 2020. –  С. 212-214.

42. Сенькина О.В. Экспериментальное исследование особенностей развития эмпатии в младшем школьном возрасте // Известия института педагогики и психологии образования. –  2020. – № 3. –  С. 94-99.

43. Соколова Н.В. Развитие эмпатии и кооперации как условие развития гуманных отношений к сверстнику у младших школьников // В сборнике: Непрерывное образование: теория и практика реализации. – 2020. – С. 123-127.

44. Тобагабылова А.Ж. К вопросу о сущности и содержании эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников // В сборнике: Актуальные проблемы общего образования. – 2020. –  С. 271-278.

45. Тобагабылова А.Ж. Теоретические аспекты развития эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся в современных образовательных условиях // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. – 2019. – С. 4465-4473.

46. Толокова Я.О., Дикова В.В. Психолого-педагогические особенности развития эмпатии у младших школьников // В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2019. – С. 66-72.

47. Туревская Р.А. Методы диагностики эмпатии у детей начального школьного возраста. Разработка и стандартизация опросника // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 51-2. – С. 49-56.

48. Утешева Ю.А. Формирование у младших школьников коммуникативных умений во внеурочной деятельности // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. – № 6 (45). –  С. 924-928.

49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 31 с.

50. Фрикке Я.А., Ковалева В.В. Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста // Тенденции развития науки и образования. –  2021. – № 74-8. – С. 53-55.

51. Чуприна Д.Ю. Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. – 2019. – С. 110-114.

52. Шилова А.А. Формирование эмоционально-нравственной отзывчивости в младшем школьном возрасте // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. –  2018. – С. 183-185

53. Эльконин Д.Б. Детская психология: Уч. пос. для вузов. – М.: Академия, 2013. – 223 с.

54. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань: Тат. кн. изд-во, 2001. – 192 с.

Средний уровень проявления сочувствия, сопереживания, отзывчивости выявили 50,0 % второклассников. Дети привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого ребенка, эмоционально реагировали на переживания другого. Они проявляли сочувствие, сопереживание к другому. Низкий уровень проявления сочувствия, сопереживания, отзывчивости выявили 30,0 % второклассников. Они не проявляли заинтересованности эмоциональным состоянием другого человека, слабо реагировали на переживания других людей, осуществляли эмпатийные действия только по указанию педагога. Довольно часто эти младшие школьники не знают, как это: сопереживать, чувствовать, понимать, поддерживать, как ценить достоинство другого человека. Им более свойственно удовлетворять свои потребности и решать конфликты с помощью агрессивных проявлений. Причиной тому является низкий мотивационно-установочный уровень готовности к жизни в коллективе, через агрессивность, замкнутость или тревожность, недостаточный общекультурный и социокультурное развитие младших школьников.