Развитие исследовательских умений у младших школьников на внеурочных проектных занятиях по предмету
ВВЕДЕНИЕ
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования поставило проблему развития исследовательских умений у обучающихся. В связи с этим возрастает интерес к личности, которая имеет основы и навыки исследовательского характера, способной реализоваться, создавать что-то новое или преобразовывать. Воспитание у младших школьников исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, актуальным становится вопрос о том, как создать для детей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у них исследовательского отношения к миру. Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. Большие возможности для её решения заложены во внеурочной деятельности, объединяющей все виды деятельности школьников (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ПРОЕКТНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ………………………………………………………..
1.1.Сущность понятия «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе……………………………………………………
1.2. Особенности формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………..
1.3. Проектное внеурочное занятие по предмету как форма развития исследовательских умений у младших школьников ………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ПРОЕКТНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………………………………………………………..
2.1. Диагностика уровня развития исследовательских умений у учащихся 4 «А» класса МБОУ «Гимназия №7 г.о. Ступино ………………………………………
2.2. Проектирование и проведение в 4 «А» классе фрагметов внеурочных проектных занятий по разным предметам ………………………………………
2.3. Вторичная диагностика уровня развития исследовательских умений у учащихся 4 «А» класса МБОУ «Гимназия №7 г.о. Ступино……………………………………
2.4. Получение и анализ результатов опытно – практической работы……….
Выводы по второй главе…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………
Приложение………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А./ Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. Асмолова А.Г.. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 152 с.
2. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2019. №1, С. 85–103.
3. Бондаренко А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2018. - №5.
4. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2016. № 3.
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2017. — 233 c.
6. Голуб Г.Б., Чуракова О.В., Перелыгина Е.А. Метод проектов: технология компетентностно-ориентированного образования. – М., 2019.
7. Гуленко Н.Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе // Образование в современной школе. – 2018. – №12.
8. Гладкова А.П. Внеурочная деятельность как условие формирования исследовательских умений младших школьников / А.П. Гладкова // Наука и современность — 2019: сб. материалов XIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / под общ. ред. С.С. Чернова, —Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011. — Ч. 2, —С. 12—18 (0,38 п.л.).
9. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно ориентированного образования: Дис. … канд. пед. Наук. – Ростов н/Д., 2019.
10. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентностного подхода // Начальная школа: плюс до и после. – 2018. - №1.
11. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб., 2019.
12. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. – 2018. - №9.
13. Иванова Н.В. Возможное участие родителей в проектной деятельности младших школьников // Начальная школа: плюс до и после. – 2019. - №1.
14. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. – 2014. - №2.
15. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе // Начальная школа. – 2018. - №8.
16. .Кулакова Е. А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2019.
17. Колесникова И.А., Горчакова-Славская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – 2-е изд. – М., 2018.
18. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. – М., 2018.
19. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск, 2018.
20. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: Программа, занятия, работы учащихся. – М., 2019.
21. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование. – 2018. - №2.
22. Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. – М.; Воронеж, 2019.
23. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2016. № 4. C. 18–24.
24. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2015. № 3. C. 18–38.
25. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей.
/ А. Н. Джуринский, Э. К. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 400с.
26. Педагогика. Педагогические технологии: Учебное пособие для СПО.
/ Н. Н. Суртаева. - М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
27. Педагогика: Учебник для СПО. / Г. М. Коджаспирова. - М.: Юрайт, 2019. -720 с.
28. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования
/ И.З. Сковордкина, С. А. Герасимов. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 640 с.
29. Практическая педагогика: Учебное пособие. / А. Г. Бермус. - М.: Юрайт, 2020. - 128 с.
30. Проектные задачи в начальной школе / Под ред. А.Б. Воронцовой. – М.: Просвещение, 2019. – С. 15-24.
31. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2014.
32. Смирнов Д.В., Горский В.А., Тимофеев А.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 112 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
34. Ямшинина С. Научные клубы младших школьников / Народное образование, 2016. – с.169.
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Возможным продуктом могут стать: творческие работы на уровне рефератов, фото- или иллюстрированные альбомы, макеты или готовые изделия, компьютерный проект (презентация со слайдами), короткометражные кинофильмы и прочее. В настоящее время многими учителями используются так называемые проектные папки как один из обязательных выходов проекта, предъявляемый на защите (презентации) проекта. Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы. В состав проектной папки могут входить:
— паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектами, и способами их преодоления;
— вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии; результаты исследований и анализа;
— эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;
— материалы к презентации (сценарий) и другие рабочие материалы, черновики группы или учащегося.
Возможно использование и паспорта проекта, который может включать в себя следующие разделы: название проекта; фамилия, имя, отчество и должность руководителя(-лей) проекта и научного консультанта(-ов) проекта; предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту; возраст учащихся, на которых рассчитан проект; состав проектной группы (фамилия, имя учащихся, класс); предполагаемое распределение ролей в проектной группе; типология проекта; цель проекта (практическая и педагогическая); задачи проекта (акцент на развивающих задачах); гипотеза проекта (предполагаемый результат); необходимое оборудование; сроки проектной деятельности.