Деловые игры в профориентационной работе
Введение
Актуальность
Профессиональное самоопределение одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно. На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности. Таким образом, приоритетной целью для специалиста по профориентации становиться создание оптимальных условий для реализации возрастных задач учащихся каждой параллели. Современная система Российского образования находится в состоянии модернизации, что влечет за собой изменение приоритетов на первый план теперь выходит формирование у обучающихся ключевых компетенций, развитию которых в огромной степени способствует игровое взаимодействие. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, с успехом используются игровые технологии, направленные на активизацию профессионального самоопределения учащихся. Целесообразно использовать в игре знания, которые уже имеются у школьников. Задача ведущих привести их в систему. Основной задачей школы была и остается социализация ребенка, т.е. помощь в усвоении социального опыта и овладении им. На наш взгляд, наиболее эффективным средством социализации является игра. Именно она позволяет реализовать задатки и способности лидерский и интеллектуальный потенциал, организаторские умения, развиваются находчивость, внимательность, мышление, фантазию. Игровые технологии в профессиональном самоопределении служат решению не только этих задач, но и способствуют расширению представлений о мире профессий, развивают эрудицию. Достоинства игровых технологий проявляются в возможности увидеть целостность проблемы, творческое овладение изучаемым материалом, приобретение навыка принятия решения, овладение ролевым поведением, создание более непринужденной и доброжелательной, чем обычно, атмосферы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕМЫ «Деловые игры в профориентационной работе» 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста 5
1.2. Профориентационная работа с обучающимися: понятие, организация, формы, методы 15
1.3. Особенности использования игровых технологий в профориентационной работе 25
Выводы по главе I 29
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТЕМЫ «Деловые игры в профориентационной работе» 30
2.1 . Разработка информационно-методического сопровождения темы «Деловые игры в профориентационной работе» 30
2.2. Разработка методических рекомендаций по использованию информационно-методического сопровождения темы «Деловые игры в профориентационной работе» 40
Выводы по главе 2 79
Заключение 80
Литература 81
Литература
1. Аверкин В.Н. Путевка в жизнь: образование, профессия, карьера: Учеб. пособие. - ссылка. учебное пособие для 9,10,11 кл. общего образования. учреждения/ В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. - М.: Просвещение, 2012.-112 с.
2. Артюхова И. Сценарий родительского собрания "Перспективные профессии и ориентация учащихся" // Школьный психолог: Прил. к газу. "PS". 2013. - № 20. - с.27-29.
3. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор" / под ред. Н.В. Афанасьевой. СПб.: Речь, 2013. 366с.
4. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор". Санкт-Петербург: Речь, 2014. 366с.
5. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку добиться успеха на рынке труда?, Санкт-Петербург, "Литера плюс", 2010. 334 с.
6. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 2011. 80 с.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 2014.
8. Булынин А.М. Изучение личности студента для профориентации: Метод. пособие. рекомендации / А.М. Булынин, Т.П. Булынина. - Комсомольск-на-Амуре, 2014.
9. Власова О.И. Профильная ориентация и предпрофильная подготовка школьников // Интерактивное образование № 6-7 2013.
10. Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой. Балашов: Изд-во Николаева, 2012. 68 с.
11. Гинзбург Я.С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр / Я.С.Гинзбург, Н.М. Коряк Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Наука, 2010. С. 61-105.
12. Гришенкова Г.А. Методы использования деловой игры в обучении менеджеров иностранному языку (немецкому): Автореф. дис.... канд. пед. наук. дисс. .Кандидат педагогических наук. М., 2014. - 17 с.
13. Ежова Л.В. Постановка и решение управленческих задач на промышленных предприятиях методом деловых игр. М., 2012. С. 133.
14. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов / Н.Н. Захаров. М. Просвещение. 2010. - 272 с.
15. Зеер Э.Ф. Профориентация: теория и практика.// Учебник для высшей школы./ Э.Ф. Зеер и др. М.: Академический проект; Екатеринбург: Бизнес-книга, 2012. 192 с.
16. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 2010. 244 с.
17. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 2011. 208 с.
18. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Специальная практика по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебник. М.: МГУ, 2012. 82 с.
19. Кабина И. Я в мире профессий: тренинг для подростков // Школьный психолог: Прил. к газу. "PS". - 2013. - №48. - С. 8-9
20. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2012. 302с.
21. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2009. 400 с.
22. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Пособие для педагогов и психологов. / Е.А. Климов. - М.: "Контур", 2010. - 159 с.
23. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научный метод. Пособие для педагогов и психологов. / Я.Л. Коломинский. М.: ООО "ФУАинформ", 2013. -312с.
24. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Методика. учебное пособие / [Автор-сост. С.Н.Чистякова, А.Я.Журкина, Е.Н.Землянская и др.]. - М.: Ин-т общей. Среда. образование РАО, 2009. - 79 с. - (Филология).
25. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга. Для учителей: - М.: "Просвещение", 2010. 255 с.
26. Кондаков И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков. Вопросы психологии. - 2012. - № 2. - с. 122-130.
27. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. - М.: Просвещение, 2011. - 303 с.
28. Кудрявцева Л. Методы профессиональной ориентации старшеклассников - проф. // Педдиагностика. - 2012. - № 3. - с.86-92.
29. Лернер П.С. Профессиональный тест, или выбор профиля образования // Одаренный ребенок. - 2014. - № 1. - с.98-108.
30. Леонтьев Д. Профессиональное самоопределение как конструирование образов возможного будущего. - Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - с. 57-66.
31. Малиновская Н. Развитие мотивации к профильному обучению с использованием элементов профессиональной ориентации // Учитель. - 2013. - №2. - с.13-17.
32. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: "Знание", 2012. 308 с.
33. Махаева О. Я выбираю профессию: Сложная. программа активна. профессор самоопределение школьников/ О.А.Махаева, Е.Е.Григорьева. - М.: Перспектива, 2012. - 52с.
34. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Международной научной конференции (Челябинск, октябрь 2011 г.) Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 140-146.
35. Москвин В.Г. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в процессе предпрофессиональной подготовки: проблемы и возможные решения // Психолого-педагогический журнал. - 2013. - № 4. - с. 13-18.
36. Немов Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Институты: Книга 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: Гуманит. ред. Центр ВЛАДОС, - 2013.- 688с.
37. Орлов В. Шаги к профессии: Программа для учащихся 9-х классов // Школьный психолог: Прил. к газу. "PS". - 2012. - №13. - Стр.6-11.
38. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство. центр Академии; Высшая школа, 2011. - 321с.
39. Платон. Собрание сочинений в 4 томах. М.: Наука, 1978.- Т.2. - 356
с. 40. Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности учителя в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016.№1-0. С. 106-109.
41. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учебное пособие для студентов. выше. исследования. учреждения / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. М.: Издательский центр "Академия", 2012. 496 с.
42. Резапкина Г.В. Методика "Скорая помощь в выборе профессии" // Практика административной работы в школе. 2010. - № 1. - с.39.
43. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионалом. / Е.И. Рогов М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.
44. Халина Е.В. Профориентационное мероприятие в форме квест-игры "Дорога знаний" // Образование. Карьера. Общество. 2014. Проблема №2.
45. Югфельд Ирина Александровна. Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: диссертация кандидата педагогических наук / Югфельд И. А. - Тула, 2017. - 182 с.
Правила проведения игры: В игре предусмотрено две основных роли – «учеников» и «учителей». Желательно, чтобы каждый из участников одновременно выполнял обе эти роли. Когда участники являются «учениками», они «посещают уроки», на которых демонстрируют свои «знания». В качестве уровня их «учебных достижений» выступают результаты в упражнении на ловкость (например, сбивании кеглей). Игроки получают «ведомости», в которых указаны посещаемые им «уроки». Когда участник играет роль «учителя-предметника», он получает «диплом учителя». В «дипломе» указано название предмета и результат, за который «ученику» ставится оценка «пять». «Уроки» проходят по заранее объявляемому расписанию. Основные правила игры сводятся к следующему: запрещается показывать остальным участникам «диплом учителя», «пропускать» свои уроки; «учитель» обязан ставить оценки в строгом соответствии с требованиями, указанными в его дипломе. «Учитель» ставит оценки следующим образом: если результат «ученика» меньше, чем указанный в «дипломе», выставляется оценка «два»; во всех других случаях ставится оценка «пять».