Применение задач с практическим содержанием на уроках математики как средство развития функциональной грамотности младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Трансформация в современном мире находит свое отражение в обучении и воспитании. Современному человеку необходимы навыки, которые помогут ему организовывать собственную жизнь, сделать ее эффективной, интересной, комфортной. Иными словами, необходимо обладать навыками XXI века. Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию. С 2021 года Удмуртия вступает в проект PISA по исследованию наличия функциональной грамотности у школьников. PISA — это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Практико - ориентированная задача позволяет обучать школьников решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний. Практико – ориентированная задача повышает интерес к предмету, способствует развитию любознательности и творческой активности. При решении таких задач дети сами ищут, сопоставляют, обобщают, делают выводы – одним словом действуют. Поэтому необходимо включить в учебный процесс по изучению математики достаточное количество задач с практическим содержанием.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ….. 6
I.1. Особенности процесса развития функциональной грамотности младших школьников.......…………………………………………... 6
I.2. Характеристика задач с практическим содержанием на уроках математики в начальной школе…………….………………………. 10
I.3. Применение задач с практическим содержанием на уроках математики как способ развития функциональной грамотности младших школьников……………………………………………….. 12
Вывод по первой главе…..………………………………………….. 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………..…………………………….. 19
II.1. Организация и этапы проведения опытно-экспериментальной части исследования……….…………………………………………. 19
II.2. Разработка и апробирование конспектов уроков по математики с использованием задач с практическим содержанием для формирования функциональной грамотности младших школьников…………………………………………………………. 28
II.3. Сравнительный анализ и обсуждение результатов проведённого исследования……………………..…………...……………………… 36
Вывод по второй главе ..……..……………………………………… 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..……………. 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Министерство образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2010
2. Бахтина И. Активные методы обучения. //Математика в школе. - 2008. - №4 - С. 20-21.
3. Егорова Г.И. Ценностно-смысловая направленность развивающегося педагогического образования: Развитие педагогической науки // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - СПб.: Экспресс, 2011. - С. 50-55.
4. Ковалева Г.С. Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан//Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №4 (31).
5. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. – 368 с.
6. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – 720с.
7. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И.А. Каиров (глав. ред.), Ф.Н. Петров (глав. ред.) [и др.], т.4, М., «Советская энциклопедия», 1968.
8. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
9. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [ В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова, Т.А.Строкова и др.] ; под ред. В.И.Загвязинского , А.Ф.Закировой. - М. : Издательство центр " Академия" , 2008. - 352 с.
10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 528 с.: ил.
11. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. - М. : Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - Ч.1. - 304 с.
12. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Брольшая Российская энциклопедия, 1998 – 672с., ил. Т.2 – М –Я -1999.
13. Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз,; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд. Стереотип. – М.: Русский язык, 1985-1988. – 696 с.
14. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений Ожегов С.И. - 4-е издание, дополненное. Москва: ООО «А ТЕМП», 2006. - Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 3423 с.
15. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018. — 288 с. : ил. — (Российский учебник : Успешный педагог XXI века).
16. Девятова О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D Дата обращения (15.02.2022).
17. И. Логвина, Л.Рождественская Формирование навыков функционального чтения Пособие для учителя [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/i-loghvina-l-rozhdiestvienskaia-formirovaniie-navy.html Дата обращения: (22.03.2021)
18. Леонова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов[Текст] / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова //Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6 № 4 //Режим доступа:http://www.psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_Shato_phtml (дата обращения: 22.03.2021).
19. Математика. 4 класс. В 2 частях - Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. [Электронный ресрс] Режим доступа: https://pdf.11klasov.net/9425-matematika-4-klass-v-2-chastjah-rudnickaja-vn-judacheva-tv.html (Дата обращения: 20.04.2022)
20. Методическая разработка по математике «Задачи с практическим содержанием» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urok-1sept-ru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/658831 (Дата обращения: 01.05.2022)
21. Сборник задач практико-ориентированного характера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-zadach-praktiko-orientirovannogo-haraktera-4082313.html (Дата обращения: 01.05.2022)
22. Формирование функциональной готовности у младших школьников [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/03/30/formirovanie-funktsionalnoy Дата обращения - 20.02.2022
В экспериментальной группе результаты теста следующие: высокий уровень сформированности функциональной грамотности выявлен у 1 человек, что составляет 4% от общего количества человек. Средний уровень – 11 человек, что составило 39% от общего количества. Низкий уровень сформированности функциональной грамотности выявлен у 16 человека, что составляет 57% от общего количества. В контрольной группе результаты диагностической методики следующие: высокий уровень сформированности функциональной грамотности выявлен у 0 человек, что составляет 0% от общего количества человек. Средний уровень – 6 человек, что составило 23% от общего количества. Низкий уровень сформированности функциональной грамотности выявлен у 20 человек, что составляет 77% от общего количества. Таким образом, по тесту на выявление уровня сформированности функциональной грамотности в контрольной и экспериментальной группе преобладает низкий уровень. Результаты по диагностике выявления уровня сформированности функциональной грамотности. Московского центра качества образования и тесту на выявление уровня сформированности функциональной грамотности были определены по среднему показателю. Полученные результаты представлены в таблице 4.