Физическая культура и спорт как средство коррекции агрессивного поведения подростков
Введение
В последнее время проблема агрессивного поведения приобретает всё более острую социальную направленность и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, психологов, которые все больше внимания уделяют вопросам контроля агрессивных проявлений и «снижения» агрессивности, в особенности подростковой. Современная реальность заставляет психологов по-новому взглянуть на проблему агрессии в обществе. Агрессивное поведение в наши дни скорее обыденность, чем исключение. Юноши и девушки в нашей стране живут сегодня в эпоху стремительного изменения социально-экономических условий и политической напряженности, что часто приводит к усилению проявлений агрессии с их стороны.
Агрессивное поведение носит такой характер, что оно влияет на эмоциональную сферу индивида и способствует усугублению морального диссонанса, формированию стрессовых и депрессивных состояний. Высокий уровень агрессивности у подростков является тревожным фактором, так как он влияет не только на их учебную деятельность, отношения с родителями, друзьями, сверстниками и индивидуальное развитие, но и на их будущую личную и профессиональную деятельность.
В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в психологии. Ей посвящено большое количество статей и книг. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары на эту тему. И это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии в цивилизованном первом веке.
Не найдено
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агапов, П. В. Проблема агрессивности и деструктивности в психоаналитической социологии: от Фрейда к Фромму [Текст]/дис. канд. социолог. наук. – М., 2000. – 152 с.
2. Алтунин А. Психическая агрессивность[Текст] // Студенческий меридиан. – 1997. – № 2. – 9-10 с.
3. Арнольд Т. Агрессивность, совесть и рациональное мышление [Текст]// Дружба народов. – 1996. №9. – 141-155 с.
4. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания в семейных отношениях [Текст]/ А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.
5. Белый О.И. Определение понятия «молодежь» [Текст] //Теория и практика общественного развития. – 2012. № 12. – 156-158 с.
6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. [Текст] / Санкт-Петербург: Питер, 2001. –352 с.
7. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. – №4. – 184-190 с.
8. Гоффман, И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью[Текст]/ И. Гоффман – М.: Канон – Пресс-Ц, 2000. – 752 с.
9. Дроздов, А.Ю. Агрессивное поведение современной молодежи в контексте социальной ситуации // СоцИс. –2003. – №4. – 98 – 121 с.
10. Дубинин С.Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков [Текст]// Среднее профессиональное образование. – 2009. – №4. – 41-44 с.
11. Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм. — М.: Канон, 1995. – 400 с.
12. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии[Текст]// Прикладная психология. – 2001. № 1. – 60-72 с.
13. Жамкочьян М. Агрессия не исчезает и не появляется [Текст]// Знание – сила. – 2000. – №7. – 21-32 с.
14. Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 328 с.
15. Кордуалл Н. Психология А-Я. Словарь-справочник [Текст] /Пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: Фаир-Пресс, 1999. – 448 с.
16. Курбатова Т. Н. Структурный анализ агрессии [Текст] // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии, 1995. – № 4
17. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст]/К. Лоренц – М.: Универс, 1994. – 163 с.
18. Майерс. Д. Социальная психология [Текст]/Д. Майерс - СПб.: Питер, 1997 – 688 с. 9. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия [Текст]/З. Фрейд – Харьков: Фолио, 2010. – 285 с. 10. Хекхаузен, Х. Агрессия [Текст]//Мотивация и деятельность. – М.: Смысл, 1986 - т. 1 – С. 365 – 405.
19. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
20. Михайловская, И.Б. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения / И.Б. Михайловская, Г.В.Вершинина. – М.: Просвещение, 1990. –143с.
21. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи / А. П. Назаретян. – СПб.: Питер, 2004. – 242 с.
22. Немов Р. С.Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. учреждений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии./ Р. С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
23. Нефедова С.С. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ [Текст] // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1.
24. Основы психологии: Практикум [Текст] / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003. – 704 с.
25. Н.Ф. Гребень. Психологические тесты для профессионалов [Текст]/ авт.-сост. – Мн.: Соврем. шк., 2007. – 496 с.
26. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский, – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
27. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – Т. 17. – 1996. – № 5. – 3-18 с.
28. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей Альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001. – 48 с.
29. Румянцева Т. Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1991. - №1. – 81-89 с.
30. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1992. – №5/6. – с. 35-40
31. Русалов, В.M. Опросник структуры темперамента В.М. Русалов. – М.: ИПАН, 1990. – 60 с.
32. Фенько А. Сегодня, без объявления войны: [Агрессивное поведение. Как избежать агрессии по отношению к себе. Что делать с собственной агрессией] // Коммерсантъ – daily. – 1998. – 24 октября. – 9 с.
33. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 245 с.
34. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции/З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989. – 457 с.
35. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/Э. Фромм. – М.: Просвещение, 1994. – 285 с.
36. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
37. Хекхаузен, Х. Агрессия [Текст]//Мотивация и деятельность. - М.: Смысл, 1986 - т. 1 – 365 – 405 с.
38. Шагако Д.С. Агрессия и насилие в контексте социальных взаимодействий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – Майкоп, 2010, №10. – 124-141 с.
39. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия [Текст]/З. Фрейд – Харьков: Фолио, 2010. – 285 с.
Важнейшим условием эффективной профилактики формирования агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработка социальных навыков решения проблем неагрессивным способом. Такие изменения агрессивных людей медленно, но, верно, ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивные действия по отношению к другим людям. Перед упражнениями студентам следует сделать несколько традиционных разминочных упражнений и подготовиться к правильному выполнению упражнений на стрессоустойчивость. Важно проговорить со студентами о целях занятия и замотивировать их на добросовестное выполнение каждого упражнения, для стремления к наилучшему результату. В последние 3-5 минут занятия рекомендуется использовать элементы аутогенной тренировки (АТ) – метода психотерапии, основанного на самовнушении. Аутогенную тренировку желательно выполнять под медленную приятную музыку. Учащимся необходимо сесть или лечь, приняв любую удобную позу или лежа на ковре. Глаза должны быть закрыты.