Технология языкового портфеля в обучении иностранному языку младших школьников
Введение
Английский язык все сильнее укрепляется в области повседневной жизни, ровно как и в современной культуре. Русскоговорящие люди используют англицизмы в своей речи, прекращая обращать на это внимание. Наша разговорная реальность преобразуется каждый день, а вместе с ней и потребность в употреблении все новых форм речи. Мировые тенденции приводят нас к использованию преимущественно единого языка, а потому по-настоящему важно обратить на это внимание наших детей, давая им возможность реализовать себя в любой интересующих их сфере, подкрепляя любую освоенную ими компетенцию знанием иностранного языка. Уровень общеобразовательных учреждений всякий раз даёт засомневаться в удобстве и общедоступности преподаваемого материала, а потому мировое сообщество на постоянной основе совершенствует подход к изучению школьных дисциплин, где язык не становится исключением. Современные педагогические технологии представляют из себя внушительный перечень подходов. В рамках их обсуждения многие выделяют технологию критического мышления, технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре, информационно-коммуникационную технологию, а ведь это лишь некоторые из них. Одной из наиболее удобных и последовательных в работе с учениками младших классов можно выделить технологию языкового портфеля, которую я предлагаю рассмотреть в ходе этой научной работы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы технологии языкового портфеля в иноязычном образовании..............................................................................................................4
1.1 Психологические особенности учащихся начальной школы........................4
1.2 Сущность европейского языкового портфеля и место языкового портфеля в российском иноязычном образовании..........................................................7
1.3 Языковой портфель как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции в начальной школе....................................10
Выводы по главе 1..................................................................................................13
Глава 2. Методические основы технологии языкового портфеля в иноязычном образовании............................................................................................................14
2.1 Анализ УМК «Spotlight» (авторы: Bykova, Pospelova) для 3 класса на предмет возможности применения технологии языкового портфеля………...14
2.2 Комплекс заданий и упражнений, направленный на реализацию технологии языкового портфеля в рамках календарно-тематического планирования уроков иностранного языка в начальной школе…………….....17
2.3 Методические рекомендации по применению технологии языкового портфеля………………………………………………………………………….20
Выводы по главе 2……………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Список литературы
1. Порожняк, Н. Ф. Языковой портфель как инструмент формирования лингвистической компетенции / Н. Ф. Порожняк. Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1458-1459.
2. В.С. Мухина, Возрастная психология - 4-е изд., - М.: Academia, 1999. - 456 с.
3. Н. Семаго, М. Семаго, Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 385 с.
4. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
5. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
6. П.П. Блонский, Психология младшего школьника. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 575с.
7. Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования. Каро, СПб, 2007.
8. Кудрявцева Е.Ю. Использование языкового портфеля в изучении немецкого языка как второго иностранного. // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 7 (22).
9. Лабазина Л.Н. Европейский языковой портфель – средство оценки и самооценки знаний учащихся опиностранным языкам. // Ярославский педагогический вестник. – 2003. – № 2 (35).
10. Поляков О.Г. Самоконтроль в обучении английскому языку. // Иностранные языки в школе. – 2005. – №7 (48).
11. Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся. // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 1 (19).
12. Сороковых Г.В., Шумова И.В. Методический портфель студента-практиканта как способ формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков. // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 1 (54).
13. Тамбовкина Т.Ю. Самообучение иностранному языку как основная составляющая языкового самообразования. // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 5 (76).
14. Европейский языковой портфель. Перевод. М.: Еврошкола, 1998. 18. Европейский языковой портфель для России. М.: МГЛУ; СПб: Златоуст, 2001.
15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
16. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.
17. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
18. Проектная деятельность в основной и старшей школе / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
19. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
20. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с.
Рабочая программа относится к важным документам образовательного заведения, поскольку содержит предмет, цели и задачи обучения на определённом этапе его прохождения. Она разрабатывается на базе образовательной программы, предложенной Министерством образования на текущий год. По сути, она является разделом этой программы. Такое планирование предполагает подразделение учебной программы на определённые разделы, которые отражают тематику курса, его содержание и период изучения, формы и методы организации изучения материала, приёмы и средства обучения. Кроме того, в календарном плане детально прописывается временной период обучения конкретного курса, каждой его темы и каждого занятия. Календарно-тематическое планирование охватывает временной период равный одному учебному году. Оно отражает содержание и целевое назначение рабочей программы на четверть, триместр, полугодие и год. Важно, что по истечении данных временных периодов, проводится сверка данных плана и реальных итогов деятельности педагога, изучении всего материала курса, представленного в рабочей программе учебного заведения. В календарно-тематическом плане указывается порядок действий педагога по определённой дисциплине на учебный год, полугодие, четверть. Он должен отвечать требованиям Федеральных образовательных стандартов. Календарный план помогает педагогу составить план и прогноз своей будущей работы, эффективно и рационально распределить имеющиеся ресурсы: учебный материал, кадровые и трудовые ресурсы. Календарно-тематическое планирование должно составляться таким образом, чтобы обеспечить выполнение образовательной работы в соответствии с программным и методическим оснащением учреждения, грамотно распределить учебные и воспитательные темы и занятия, обеспечив максимальную эффективность их освоения. Благодаря календарно-тематическому планированию педагоги способны крайне удобно соединять интересы общеобразовательного учреждения с индивидуальными интересами пользователей языковых портфелей. Каждое плановое выполнение самостоятельных работ, групповых упражнений, контрольных работ и тестов всегда можно задействовать в рамках заполнения бланков языкового портфеля обучающегося.