Изготовление художественных изделий из дерева «Деспи»
ВВЕДЕНИЕ
Традиционное деревянное корыто Деспи является важным компонентом культуры тувинского народа. К традиционной культуре любого этноса относят - предметы быта в жилье, в котором люди хранят продукты, изготавливают пищу и организовывают свой быт. До ХХ в. традиционная тувинская утварь различалась значимой консервативностью, сохранила культурные особенности в течение долгого времени. Поэтому она является ценным источником для этно-генетических изысканий. Традиционное деревянное корыто Деспи тувинцев приспособлено к нуждам кочевой жизни, оно отличалось прочностью, экологичностью, легкостью, доступностью материала для его изготовления (дерево). К тувинской национальной утвари относятся: посуда для изготовления и приема продуктов питания, отличающиеся емкости для сохранения пищи, средства для перевозки и сохранения предметов быта.
Традиционная утварь тувинцев изготавливалась из различных материалов – металла, дерева, кожи, шерсти, внутренностей домашних животных. Но самую многочисленную группу утвари составляли предметы из дерева – самого доступного материала для тувинца-кочевника. Значительную часть территории Тувы (около трети) занимают леса, и даже кочующий в степных районах, в случае нужды в древесине мог без труда добраться до небольших лесов, расположенных в долинах рек и на склонах близлежащих гор (Вайнштейн С.И.).
Деревянные предметы имеют важные для кочевого образа жизни свойства - легкость и долговечность. Также дерево отличается простотой его обработки. Большинство деревянных приборов изготавливаются в домашнем производстве. В каждом доме в хозяйстве делали деревянные кружки, лотки, контейнеры для молока, при необходимости, обработанную березовую кору, а в Восточной Тувы (тоджа), из нее делали не только многие виды посуды, но и покрышки для дома. В основном тувинских хозяйствах в наличии имелись основные инструменты для столярных работ: сверло, ножи топор, пила. В то же время некоторые изделия из дерева изготавливались в основном мастерами-ремесленниками, которые выполняли заказы своих соседей в Аал или Арбан. Такие продукты столяров из "чазаникчи" включают части остова юрты (хана, хараача), седла, парные Сундуки (аптара, шургулда), кровати (орун) и другие приборы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРОДНОХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ТУВЫ 6
1.1 История развития технологии изготовления традиционного тувинского национального Деспи. 6
1.2 Орнаментальное искусство в быту тувинцев 11
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕСПИ В НАЦИОНАЛЬНОМ СТИЛЕ 18
2.1. Выбор материала и нужные инструменты для изготовления тувинского корытца Деспи 18
2.2. Технологическая последовательность изготовления традиционного тувинского национального корыта 23
2.3 Художественное оформление орнамента национального корыта 25
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА ПО ДЕРЕВООБРАБОТКЕ 28
3.1 Календарно-тематический план кружка 28
3.2. Методическая разработка урока: «Выжигание по дереву». 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. М.: Высшая школа, 2008 г.
2. Аранчын Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму/ Ю.Л.Аранчын. Новосибирск: Наука, 1982. - 337 с.
3. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. М.: Легпромбытиздат, 2005 г.
4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. Техника. Инструменты. Изделия [Электронный ресурс]/ Афанасьев А.Ф. - Электрон, текстовые данные. - М.: Белый город, Даръ, 2О14.-176с
5. Балашов К. В. Резьба по дереву. М.: - ООО ТД «Издательство мир книги», 2010г.
6. Барсов А. И. «Технология инструментального производства», Москва.- 2007 г.
7. Бартан О. В. Национальная посуда тувинцев //Башкы. -№1- 1998 г.
8. Барташевич А.А. Технология производства мебели. -М.: Феникс, 2003 г.
9. Бобиков П. Д. Изготовление столярно-мебельных изделий. Учебник .- М.: Академия, 2002 г.
10. Болгум-оол А.Т,Чап Ч.М. Тыва угулзалар, хээлер - Кызыл; /А. Т. Болгум - оол.Ч. М. Чап Тыванын Ю. Ш. Кунзегеш атыг ном ундурер чери, 2018 г.
11. Большакова С.В. Практикум в декоративно-прикладном искусстве [Электронный ресурс]: графические технологии. Учебное пособие для студентов вузов по дисциплине «Практикум в декоративно-прикладном искусстве», обучающихся по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (Декоративно-прикладное искусство и дизайн)/ Большакова С.В-. Электрон, текстовые данные. -
12. Брагин В.Я. Методика обучения технологии в 7 классе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Брагин В.Я. - Электрон, текстовые данные. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. - 88 с.
13. Будегечиева Т.Б. Художественное наследие тувинцев. /Т.Б. Будегечиева А.О Внешториздат. ИЗД - ВО. № 270П - М. 1995. 151 с
14. Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. 1993
15. Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. /С. И. Вайнштейн. - М. 2009 г.
16. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. /С. И. Вайнштейн - М.; ИЗД - ВО «Наука», 1974. - 222 с.
17. Вопросы методики обучения игре на домре [Электронный ресурс]: учебное пособие по дисциплине «Методика обучения игре на специальном инструменте»/ - Электрон, текстовые данные. - Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2010. - 112 с.
18. Гангнус И. А. Педагогические технологии развития личности в учебной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гангнус Н.А. - Электрон, текстовые данные. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - 136 с.
19. Герчук Ю. А. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. -М.: Галарт. 2009 г,- 234 с
20. Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников/ учебник для средних профессионально-технических училищ/ М.: «Высшая школа», 2005 г.
21. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край / Г.Е. Грумм-Гржимайло.-Л., 1926. - С. 167.
22. Дуцев М.В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре [Электронный ресурс]: монография/ Дуцев М.В. - Электрон. текстовые данные. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. - 233 с.
23. Егле Л. Ю. Организация и руководство народным художественным творчеством [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по специальности 071301 «Народное художественное творчество»/ Егле Л.Ю.- Электрон. текстовые данные,- Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2013,- 56 с.
24. Закон 273-ФЗ «Об образовании РФ» 2015 новый 273-ФЗ. РФ
25. Зименкова Ф.Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках технологии и внеклассных занятиях [Электронный ресурс]: монография/ Зименкова Ф.Н. - Электрон, текстовые данные. - М.: Прометей, 2013. - 94 с.
26. Иванов Ю. Д. Региональная специфика сообщества российских пользователей сети Интернет [Электронный ресурс] / Иванов Ю. Д.http://reznoe.sii/stolyarnoe-delo/osnovnye-stolyarnye-instriirnenty-topory- pily rubanki. html.
27. История Тувы: В 2т. - Т.1/ - 2-е изд., переб. И доп. /Под общ.ред. С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола. -Новосибирск: Наука, 2001. -352с.
28. Кабо Р. М. Очерки истории и экономики Тувы. М,- Л., 1934 г.
29. Казакова Л. Г. Методика обучения технологии. Развитие познавательного интереса учащихся [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Казакова Л.Г. - Электрон, текстовые данные -Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. -112 с.
30. Казакова Л. Г. Практикум по методике обучения технологии [Электронный ресурс]/ Казакова Л.Г. -Электрон, текстовые данные. -Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. -83 с.
31. Катанов Н. Ф. «Очерки урянхайской земли» М., 1889 г.
32. Кон Ф. Я. Экспедиция в Сойотию / Урянхай. Тыва дептер. Том 4. Урянхайский край: перекресток мнений (конец XIX - начало XX вв.)/ составитель С.К. Шойгу. М - 2014.
33. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. М., 1981 г.
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный
34. Павлова Н.А. Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и изобразительному искусству [Электронный ресурс]: методические рекомендации по работе с различными видами бумаги и картона (наблюдения и опыты)/ Павлова Н.А-. Электрон, текстовые данные,- Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический
педагогический университет, 2015. - 101 с.
35. Потапова А. П. Очерки народного быта тувинцев. -М., 1996 г.
36. Ращупкина С.Ю. Выжигание по дереву [Электронный ресурс]/ Ращупкина С.Ю. - Электрон, текстовые данные. - М.: РИПОЛ классик, 2011. - 192 с.
37. Романова К.Е. Теория и методика обучения технологии [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Романова К.Е., Смирнова О.А., Муравьев Е.М. - Электрон, текстовые данные. -Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. -224 с.
38. Самородский П.С., Тищенко А.Т. Симоненко В.Д. Технический труд. 8 класс - Вентана - Граф. 2008
39. Сафьянов И. Тува в прошлом; В 2 - х томах /И. Сафьянов; Правительство РТ, тувинский институт гуманитарных исследований. - М. 2012 Т. 1; Художественное творчество народа. Фотоархив. 232 с.
40. Серошевский В. П., Якуты. Опыт этнографического исследования, 1896 г.
41. Симоненко В. Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. - Брянск, 1996.
42. Спенс У. Работы по дереву. - М.: ЭКСМО, 2006. Абросимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу,-М.; Высшая школа. 1978.
43. Теория и методика обучения технологии с практикумом [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ М.Л. Субочева [и др.]. - Электрон, текстовые данные. -М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. - 176с.
44. Титов В.И. Теория и история народного декоративно-прикладного творчества [Электронный ресурс]: учебное пособие по дисциплине Теория и история декоративно-прикладного творчества/ Титов В.И. - Электрон, текстовые данные. - Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2006. - 208 с.
45. Традиционные промыслы и ремесла народов России: Учебное пособие. -СПб.: «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2004.
46. Турчанинов А.А., Народы России. Энциклопедия, гл.ред. М., Наука, 1983 г.
47. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. - М.; Просвещение. 1987.
48. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел,- М., «Просвещение», 2011 г.
49. Черепахина А.Н. История художественной обработке изделий из древесины. М., «Высшая школа», 2007 г.
50. Чугайнова Л. В. Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Чугайнова Л. В. -Электрон, текстовые данные. - Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2012. -148 с.
51. Яковлев Е. К. Этнографический обзор населения долины Южного Енисея. Вып.4., М.: - 2011 г.
52. Яковлев И. И., Орлова Ю. Д. Резьба по дереву. - М., 1974.
Изделия, которые используются при высокой влажности, изготовлены из тонко слоистой лиственной древесины, из дерева, богатого танинами или повышенной смолистостью. Для резьбы по дереву необходим материал без дефектов древесины и прошел предварительную обработку. Кроме того, большое значение имеет то, как был сделан разрез ствола дерева. Радиально вырезанное дерево. Если изделие трудоемкое по сложности и требует высокого качества исполнения, выберирается дерево с радиальной резкой прямыми слоями [3]. При такой резке дерево лучше всего поддается обработке режущим инструментом, менее подверженным искажениям. Сушка древесины. Сухая древесина обладает высокой прочностью, меньше искривляется, не подвержена гниению, легко прилипает, отделывается лучше, более прочно и не трескается. Каждое дерево очень чувствительно к изменениям влажности окружающей среды. При высокой влажности древесина легко впитывает воду и набухает, а в отапливаемых помещениях высыхает и искажается. Для резьбы дерево должно быть высушено до уровня влаги, который предполагается в будущем во время эксплуатации резьбовых изделий. В помещении содержание влаги в древесине достаточно до 10 %, а в открытом грунте не более 18%. Это всегда проблема, чтобы получить хорошую и сухую древесину для резьбы по дереву. Если дерево представляет собой гребень (носик) в коре, рекомендуется не удалять кору, а делать надрез на ней топором через ствол, чтобы дать воздуху доступ к древесине, но не обрезать кору вдоль, сохраняя ее в качестве вяжущего слоя, защищающего древесину от растрескивания [2]. Другие ремесленники используют отшлифованный средний клин для сушки, оставляя кору необработанной на концах шириной около 10 см.