Одаренные дети и особенности их обучения в условиях общеобразовательной школы

Скачать курсовую работу, в которой исследуются одаренные дети и особенности их обучения в условиях общеобразовательной школы
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.11.2023
Объем файла
474 Кб
Количество страниц
22
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Одной из приоритетных задач современной педагогики является определение и создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном процессе.В настоящее время особое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Эффективное выполнение поставленной задачи стало это возможно благодаря государственной поддержке на федеральном уровне. Раннее выявление одаренных детей – стратегическая государственная задача в целом. Целый ряд документов приняты на федеральном уровне в сфере развития и воспитания одаренных детей. Среди них  можно отметить следующие документы : Указ Президента   Российской Федерации от 7.12.2015 № 607 «О  мерах по Государственная поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности», Указ Президента Российской Федерации Федерации № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития России на период до 2030 года».  Ученые  и  практики  уделяют  Задачи формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов среди детей и подростков устанавливаются в рамках национального проекта «Образование», Государственной программы развития Российской Федерации «Развитие образования» на 2019-2025 годы и др. Забота об одарённых детях обусловлена тем, что именно на них в первую очередь возлагаются задачи по решению проблем, стоящих перед обществом, с ними связывают ожидания по внесению наибольшего вклада в развитие культуры и науки, экономики и техники. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» декларируется: в российской системе образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо не только создать специальную систему поддержки одарённых учащихся, но и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Организация работы с одарёнными детьми – это достижение нового уровня качества образовательно-воспитательного процесса, создание научных и организационно-педагогических условий для обеспечения развития личности одаренного ребёнка, обеспечение устойчивого опережающего характера образовательного процесса. Организация работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении должна обеспечить поддержку и развитие каждого ребёнка, оказание ему помощи в самоопределении, в том числе профессиональном, разработку и использование новых технологий обучения и воспитания. Организация работы с одарёнными детьми характеризуется многообразием методов, форм и приёмов педагогической деятельности, альтернативностью и гибкостью, динамичностью, целостностью и интегративностью образовательного процесса.

Содержание

Введение 2

1. Понятия «одарённость» и «одарённый ребёнок», признаки и виды 5

1.1 Детская одаренность как педагогический феномен 5

1.2 Особенности одаренных детей

2. Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей 27

2.1 Обучение детей в общеобразовательной школе 27

2.2Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми……………………………………………………….. 

2.3 Организация исследования по выявлению одарённости у младших школьников…………… 

2.4 Методика работы с одаренными детьми……………………………………. 

Заключение 37

Список литературы 41

Список литературы

Белова 2016

1. Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над исследовательскими темами (ИИТ) /Т.К. Александрова, Е.А. Пивчук //Завуч. – 2012. - №2. – 139с.

2. Арцев М.Н. Положение о городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» научного общества учащихся /М.Н. Арцев //Завуч. – 2014. - №5. – 72с.

3. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы /З.Н. Бекетова //Завуч. – 2014. - №7. – 123с.

4. Белоненко С.А. Стратегия работы с одарёнными детьми в начальной школе /С.А. Белоненко //Одаренный ребёнок. – 2018. - №1. –127с.

5. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.- 211с.

6. Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.- 67с.

7. Иванова Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования /Е.О. Иванова //Завуч. – 2012. - №8. –117с.

8. Копытов А.Д. Размышления о педагогике одарённости /А.Д. Копытов //Одаренный ребёнок. – 2018. - №1. – 215с.

9. Маистровая З.Г. Факторы риска нарушения психического здоровья одарённых детей: размышления психолога о родителях и для родителей /З.Г. Маистровая //Одаренный ребёнок. – 2018. - №2. -117с.

10. Марков Н.С. У каждого старшеклассника гимназии – своя образовательная траектория /Н.С. Марков //Завуч. – 2014. - №5. – 78с.

11. Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М. 1993,- 112с.

12. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.- 254с.

13. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов/ С.А. Леднева Начальная школа 2013.-№ 1.-135с.

14. Насибуллина А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в системе дополнительного образования: Учебно-методическое пособие. – М.: Компания Спутник+, 2017. – 96с.

15. Овсянникова Е.А. Одарённые дети (из опыта работы) /Е.А. Овсянникова //Завуч. – 2014. - №7. –154с.

16. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учеб. пособие /Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 192с.

17. Панютина Н.И. Система работа образовательного учреждения с одарёнными детьми /Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова и др. – Волгоград: Учитель, 2018. – 204с.

18. Педагогический энциклопедический словарь /Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. – 528с.

19. Петракевич Е.А. Школа, ориентированная на развитие одарённости /Е.А. Петракевич //Одаренный ребёнок. – 2018. - №1. – С.148-151.

20. Петрова Л.И. Детская психология. Адаптация ребёнка в современном ми- ре /Л.И. Петрова. – Ростов н/Д. :Феникс, 2017. – 335с.

21. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала /Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 336с.

22. Семёнов А.Е. Об особенностях построения образовательных программ для одарённых детей в Малой академии Челябинского государственного университета /А.Е. Семёнов //Одарённый ребёнок. – 2020. - №1. –112с.

23. Степанов С.С.. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.- 167с.

24. Савельев А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства/ А.И.Савельев.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 220с.

25. Табакова Е.П. Организация конкурсов достижений в образовательном процессе: метод. пос. /Е.П. Табакова. – Оренбург: ГУ «Региональный центр развития образования», 2016. – 145с.

26. Тоболкина И.Н. Значение разработок комплексных целевых программ по развитию одаренности детей для реализации концептуальных положений Федеральной целевой программы «Одарённые дети» /И.Н. Тоболкина, Т.Б. Черепанова //Одарённый ребёнок. – 2018. - №2. – 401с.

27. Тоболкина И.Н. О концептуальных подходах к организации обучения и воспитания одарённых детей в специально организованной образователь- ной среде /И.Н. Тоболкина, Т.Б. Черепанова //Одарённый ребёнок. – 2018. - №1. – 237с.

28. Федоровская Е.О. Детско-взрослые субъектные сообщества как культурные системы для раскрытия личностного потенциала интеллектуально одарённых детей /Е.О. Федоровская, Л.Ю. Ляшко //Одарённый ребёнок. – 2020. - №1. –366с.

29. Харина Н.В. Внедрение изменений в систему работы школы по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей /Н.В. Харина //Одарённый ребёнок. – 2018. - №1. – С.112-117. 23. Хышов Н.Д. Педагогическое сопровождение детей на основе одарённости /Н.Д. Хышов //Одарённый ребёнок. – 2018. - №1. – 460с.

30. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2020 г.-144с.

31. Чинская Л.Н. Одарённые дети в общеобразовательной школе /Л.Н. Чинская //Одарённый ребёнок. – 2018. - №1. –142с.

Благодаря тесту-опроснику для родителей выяснилось, что, на взгляд родителей, высоким уровнем развития обладают 9 учащихся второго класса (30%), и 6 учащихся 4 класса (20%). Полученные данные свидетельствуют о том, что эти дети сообразительные, способные иметь собственную точку зрения на окружающее.  Родители отметили у детей с высоким уровнем развития сообразительности проявление творчества в рисовании, сочинении стихов, создании фантастических историй. Эти учащиеся имеют свой вкус, свою точку зрения на расположение предметов в квартире. Они подходят к решению проблемы нестандартным способом, проявляют творчество, у них отмечается свое восприятие на окружающий мир. 15 детей 2 класса (50%) и 12 детей 4 класса (40%) обладают средним уровнем одаренности. Эти дети сообразительны в области многих знаний, но для занятия творческой деятельностью им этого не хватает. Также мы отметили, что некоторые дети со средним уровнем сообразительности могут обнаружить свои способности, когда чем-то заинтересованы. Таким образом, наше исследование показало, что творческие способности проявляются у 8 детей второго класса (26,7%), и у 3 учащихся четвертого класса (10%), а также родители отметили помимо этих детей творческие способности ещё у одного ребёнка второго класса (3,3%) и у трех учащихся четвертого класса (10%).