Особенности развития гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Введение
Актуальность исследования.
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д. Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития гибкости 6
1.1.Возрастные аспекты развития гибкости 6
1.2.Общая характеристика гибкости и подвижности суставов 9
1.3.Средства и методы развития гибкости у детей младшего школьного возраста 17
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты исследования и их обсуждения 43
Выводы по 2 главе 47
Заключение 49
Практические рекомендации 51
Не найдено
В заключительной части чаще применялись статические положения с расслаблением в заданной позе, которые помогали снижать нагрузку, а также обеспечивали благоприятные условия для восстановительных процессов в организме школьников. Различные виды гибкости при этом развивались параллельно. В экспериментальной группе мы использовали специально разработанные комплексы упражнений для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста с обручем, гимнастической палкой, фитнес-резинкой (приложение 1). Процесс развития гибкости в экспериментальной группе осуществлялся постепенно, дозировка упражнений была небольшой, но упражнения применялись систематически и регулярно на каждом уроке. Особое внимание уделялось обеспечению гармоничного развития подвижности во всех основных суставах. Основными средствами воспитания гибкости в эксперименте можно назвать гимнастические упражнения различной направленности, которые сочетались в следующих соотношениях: 50% - активные упражнения, 30% - пассивные, 20% - статические. Темы движений, количество повторений, время удержания в статических положениях использовались в соответствии с рекомендациями специалистов.