Формы и методы инклюзивной практики в дошкольной организации образования
Введение
Актуальность. В Казахстане в последние годы наблюдается увеличение числа детей, нуждающихся в специальном обучении. Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в Казахстане инклюзивного образования.
Речь идет об инклюзивном образовании, которое в самом обобщенном виде представляет собой процесс развития общего образования, обеспечивающего доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Сегодня инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными возможностями и особенностями. Базовым принципом инклюзивного образования является, соответственно, прием в обычные организации образования «всех детей, несмотря на особенности и создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей» [8-9]. Актуальность инклюзивного образования, на наш взгляд, заключается в том, что за последние годы интерес к социально-психологической взаимоадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без ограничений здоровья в условиях дошкольной организации образования возрос во много раз. Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые практически не имели возможности реализовать свои способности наравне со здоровыми детьми, их не брали в дошкольные организации общеразвивающей направленности [10]. Вместе стем, и родители, и педагоги отлично понимают, что в целом наше образование еще не готово к приему детей с инвалидностью. Необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка [11]. На начальном этапе главной задачей государства является проведение информационно-просветительской работы среди научно-педагогического сообщества и общества в целом. Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволят Казахстану постепенно выстроить грамотную систему инклюзивного обучения [12].
Содержание
Нормативные ссылки 4
Определения 5
Обозначения и сокращения 6
Введение 8
Основная часть 10
1. Обзор литературы (источников) 10
2. Методы и методология исследования 14
3. Результаты исследования 15
4. Обсуждение результатов 20
Заключение 49
Список использованных источников 50
Приложение А. Анкета №1 по инклюзивному образованию (общая) 52
Приложение Б. Анкета № 2 по инклюзивному образованию (для педагогов) 53
Приложение В. Анкета № 3 по инклюзивному образованию (для родителей) 57
Приложение Г. Картотека дидактических игр на формирование социальной толерантности дошкольников 60
Приложение Д. Сценарии тренингов по инклюзивному образованию (для родителей) 77
Приложение Е. Результаты сравнительного анализа итогов тренингов для родителей 88
Список использованных источников
1. httрs://infоrmburо.kz/саrds/inklyuzivnое-оbrаzоvаniе-kаk-v-kаzаhstаnе-uсhаt-dеtеy-s-оsоbymi-оbrаzоvаtеlnymi-роtrеbnоstyаmi.htmlhttрs://www.mеnоbr.ru/аrtiсlе/65818-оsоbyе-оbrаzоvаtеlnyе-роtrеbnоstihttрs://mоеоbrаzоvаniе.ru/оgrаniсhеnnyе_vоzmоzhnоsti_zdоrоvjа.html)
2. httр://rаgudа.ru/оu/inkljuzijа-v-dоshkоlnоm-оbrаzоvаnii.html(httрs://www.bеlоvо42.ru/giс/2019/03/28/10086-7900673.html
3. httрs://humаn_есоlоgy.асаdеmiс.ru/1741/Социализация
4. httрs://аkvоbr.ru/inklyuzivnое_оbrаzоvаniе_еhtо.html)
5. Конституция РК
6. Конвенция о правах ребенка
7. Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду. – Спб: Детство-пресс, 2009
8. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах. М.,1998 г.
9. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М., 2011.
10. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга» 2012. – 272 с.
11. Кожекина Т. В. Инклюзивное образование. Изд-во Перспектива. 2013. – 204 с.Теория и практика инклюзивного образования: учебное пособие / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. -Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 201 с.
12. Медова Н.А. Инклюзивное образование: обзор проблемы: методическое пособие – Томск. 2015. - 44 с.
13. Алехина, С. В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании. – С. В.Алехина, И. В. Вачков // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 5
14. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: история и современность. Учебно-методическое пособие / С. В. Алехина. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 33 с.
15. Четверикова Т.Ю. Практики инклюзивного образования школьников с умственной отсталостью /Международный научно-исследовательский журнал. 2016. Вып.4.Часть 3. Педагогические науки. С.116-118.
16. Волосовец Т.В. Инклюзивное образование: модная тема или долгосрочная стратегия. [Электронный ресурс]: URL:еduореn.ru/Роrtаls/0/Dосumеnts/Dосlаdi/Vоlоsоvеts.dос.
17. Жданова В.О. Инклюзивное образование умственно отсталых детей в «зеркале» педагогического мнения. [Электронный ресурс]:URL:www.km.ru
18. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-Ш «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.07.2017г.).
19. Нургалиева С., Зейнолла С., Нургалиева А. О повышении качества инклюзивного образования в Казахстане [Электронный ресурс]: httрs://сybеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/k-vорrоsu-о-роvyshеnii-kасhеstvа-inklyuzivnоgо-оbrаzоvаniyа-v-kаzаhstаnе/viеwеr
20. Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования - М.: МЭР РФ, 2012. - 60 с.
21. Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. ,Основы современной системы общего образования / Учебно-методическое пособие / Санкт-Петербург, 2014.- 277с.
22. Бадриева Н. М. Формы организации инклюзивного образования [Электронный ресурс]: httрs://kоnsреktеkа.ru/fоrmy-оrgаnizаtsii-inklyuzivnоgо-оbrаzоvаniyа/
23. Обучение детей с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс]: httрs://www.dеfесtоlоgiyа.рrо/zhurnаl/inklyuzivnое_оbuсhеniе_dеtеj_s_rаzliсhnyimi_оbrаzоvаtеlnyimi_vоzmоzhnоstyаmi_рsiхоlоgо_реdаgоgiсhеskое_оbоsnоvаniе/
24. Организация инклюзивного образования [Электронный ресурс]: httрs://infоurоk.ru/оrgаnizасiyа-inklyuzivnоgо-оbrаzоvаniyа-v-dоshkоlnih-gruрраh-1719397.html
25. Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 5
26. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010. – 116с.
27. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного об¬разования. Главы из книг. М.: РООИ «Перспектива», 2011. 138 с.
28. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 156 с.
29. Малофеев Н.Н. Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения. Дефектология. 2008, с71-78
30. Золина О.М. Критерии взаимодействия педагогов с детьми в игровой деятельности httрs://nsроrtаl.ru/dеtskii-sаd/vоsрitаtеlnаyа-rаbоtа/2018/10/03/kritеrii-vzаimоdеystviyа-реdаgоgоv-s-dеtmi-v-igrоvоy
31. Игровые технологии по Г.К.Селевко igrоvyе_tеkhnоlоgii_ро_g.k.sеlеvkо.dос //
32. httрs://nsроrtаl.ru/nасhаlnаyа-shkоlа
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативных игр:
· развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
· развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
· развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Значение коммуникативных игр заключается в том, что положительные эмоции от общения со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей. Случаи отсутствия или недостаточного развития навыков коммуникации зачастую приводят к задержке общего психического развития ребенка, а впоследствии – к формированию негативной жизненной позиции.