Образовательные возможности туристических маршрутов школьников
Введение:
Актуальность темы исследования. Последние несколько лет, “очный” туризм пребывает в упадке в связи с всемирной пандемией. Теперь же ситуация осложнилась ещё и внешнеполитической обстановкой.. Подобное не может не сказаться на уровне культурного образования людей, а в особенности - на школьниках, дополнительное расширения кругозора которых, происходит посредством ознакомления с произведениями искусства в процессе экскурсии. Как нам известно, 2022 год был официально объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов, это и станет моей темой выпускной работы. Туризм позволяет нам комплексно разбирать задачи обучения, воспитания и образования. Этнокультурологическая значимость даже отражена в нормативных документах, таких как: “Закон об образовании РФ”, Национальная доктрина об образовании в Российской Федерации” «Закон об образовании РФ», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепции художественного образования в Российской Федерации». Так, «Закон об образовании РФ» провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций. В рекомендациях Совета Европы по определению пяти групп ключевых компетенций, овладение которыми и выступает основным критерием качества образования, особое место отводится компетенциям, касающимся жизни в многокультурном обществе.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1.1История развития туризма………………………………………….5
1.2Развитие путешествий при Советском Союзе (1917-1941)………6
1.3Понятие и сущность внеурочной деятельности…………………...10
1.4Рольвнеурочнойдеятельностивформировании этнокультурологической компетентности учащихся……………………18
1.5Анализ деятельности школы по формированию этнокультурологической компетентности учащихся в процессе внеурочной деятельности……….24
2.1 Понятие «школьный туризм», его роль, содержание и основные направления деятельности………………………………………………………………..26
2.2Событийный туризм и его разнообразие ……………………………………..3..5..
2.3Потенциал маршрутов и тенденции…………………………………...39
Список литературы …………………………………………………………43
Приложения…………………………………………………………………47
Список литературы
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. Спб.: Питер, 2002. 15с.
2. Богданова С.М. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003, – №4. – с. 44-45
3. Брославский Б., Гинзбург А. Биологические экспедиции и их роль в воспитательной работе // Тематические походы и экспедиции со школьниками. – Челябинск, 1993.
4. Вяткин Л.А.Туризм и спортивное ориентирование М.: Академия 2004-208с.
5. Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. М.: ЦРИБ Турист, 1986.
6. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование. Учеб. для институтов и техникумов физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 1987. 240 с.
7. Григорьев В.Н. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985. 271с.
8. Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма Учебное пособие Харьков: Экограф, 2008. 164c.
9. Губаненков С.М Спортивный туризм в системе образования. СПб.: ИД Петрополис, 2008. 196 с.
10. Губаненков С.М. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков СПб.: Изд. дом Петрополис, 2007.278 с.
11. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. – М.: ФиС, 2000. 42с.
12. Ильина. Е.И. Основы туристской деятельности. М.: Наука 2000. 73с.
13. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения// Психологическая наука и образование – 2001.– № 4– 12-13
14. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм, учебно-методическое пособие М.: ФЦДЮТиК, 2006. 12с.
15. Константинов Ю.С. Педагогика школьного туризма, учебно методическое пособие, 2-е изд., дополненное. М.: ФЦДЮТиК, 2006.208с.
16. Кручинина А.А. Проблемы образования в сфере туризма М.: Просвещение 2011. 67с.
17. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России. М.: ФЦДЮТиК, 2008.312с.
18. Константинов Ю.С. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодёжи. – М.: ФЦДЮТиК, 1999. 10с.
19. Крайман М.И. Программы кружков внешкольных учреждений. М.: Наука 1955. 16с
20. . Крупская Н.К. Педагогические сочинения. – М., 1959. – Т. 3. 256 с.
21. Куликов В.М.Школьный туризм Концепция с критическими оценками современного состояния (28 тезисов) Вестник детско-юношеского туризма в России № 3, 1997 16-24 с.
22. Кокарев Ю.М. Туризм школа воспитания М.: Полымя, 1982. 80с.
23. Корыш Э.Н. Туристские слёты и соревнования М.:Профиздат, 1984. 61с.
24. Левановой Е.А. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. М.: Педагогическое общество России, 2003.176с.
25. Литвинова Л. С. Нравственно экологическое воспитание школьников. М.: Профиздат,2005. 46с.
26. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. 2-е изд. Спб.:Речь, 2008.160с.
27. Лебединский Ю.В. Работа кружка юных туристов в школе. М.: ЦИРБ Турист, 2001. 22с.
28. Маслов А.Г. Полевые туристские лагеря. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.160с.
29. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся Школа безопасности М.: Владос, 2000.160с
30. Миндель А.Я. Воспитание и развитие личности подростка. М.: РОДЮО Образование. Спорт. Реабилитация, 2007. 220с.
31. Морозов М.В.Анализ рынка российского детского туризма// Туризм. -2003. – №4. –с. 38–40.
32. Морозов М. В. В России у детского туризма социальный статус// Туризм.2004, –№1. –с. 26–30.
33. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М.: Педагогика, 1985.57с.
34. Полчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов М.: Профиздат, 1987. 224с.
35. Пилат И.Н. Внешкольная туристско-краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М.: Просвещение, 1991. 55с.
36. Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. Типовая программа Юные туристы-краеведы, , ЦДЮТиК МО РФ, 2004 г. 26c.
37. Столяров В. И. Спартианские игры и клубы в системе организации досуга, образования и воспитания детей и молодёжи, М.: Гуманитарный Центр СпАрт .РГАФК 1997 – 132с.
38. Соколова М.В. История туризма М.: Мастерство, 2002. 352с.
39. Тамм Е.И. Энциклопедия туриста – М., «Большая Российская Энциклопедия», 1993
40. Титова Е.А.Туристическое образование в России: проблемы и перспективы. Межвузовский сборник научных трудов М.: 2004. 12с.
41. Тымко Н.В. Подготовка педагога к процессу социализации ребенка в условиях туристского поход: /Педагогические технологии организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися/ Сб. из опыта работы под ред. В.В.Казанцева.– М.: Изд-во РИТМ, 2008. – с. 65–74.
42. Тымко Н.В. Интеграция общего среднего и дополнительного географического образования детей как инновационная технология расширения образовательных услуг: /Инновационные технологии в детском туризме/ сб. статей и авт. Программ дополн. образования детей. – М: Изд-во Ритм, 2008 – С. 65–92.
43. Тымко Н.В. Духовная сущность детско-юношеского туризма и краеведения. В большое путешествие – с первых шагов: Сб. ст/ /Из опыта работы / под ред. В.В.Казанцева. – М.:Изд-во РИТМ, 2008. – 22–28 с.
44. Тымко Н.В. Содержание и особенности подготовки педагога дополнительного образования к процессу социализации ребенка в туристско-краеведческом походе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, серия психологические науки Акмеология образования. – Т. 15 2009. – №1. 162–165с.
45. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. СПб.: Издательский Торговый Дом Герда, 2000.34с.
46. Черновол В. Справочник туриста Рост.: Феникс, 2001.224с.
47. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Советский спорт, 2008. 464с.
48. Вестник Координационного совета по детско-юношескому туризму Восточного окружного Управления образования г. Москвы «РУССКОЕ ПОЛЕ». Условия соревнований по виду «Спортивный поход» в рамках Первенства по туризму среди учащихся и воспитанников образовательных учреждений Восточного округа г. Москвы. № 1–45. – М.: 2000–2009.
49. http://festival.1september.ru/institutions/1001377/ – ЦДЮТ «Южный берег»
50. http://www.interfax.ru/tourism/ – нормативные акты по организации детского туризма
51. http://nkosterev.narod.ru/met. – литература о туризме и спорте
52. http://www.lenobl.ru/culture – официальный сайт Ленинградской области
53. http://www.detispb.ru/nap_len.htm – детский и молодёжный туризм в Ленинградской области
54. http://www.deti.otpusk.spb.ru/index.htm – детский молодёжный отдых
2.4 56. http://www.edu.ru/ – Российское образование Федеральный портал
2.5 57. http://www.russiatourism.ru/ – Федеральное агентство по туризму
2.6 58. http://tourlib.net/ – литература о туризме
Как можно заметить в работе, школьный туризм действительно готов перенять на себя большую часть воспитательной работы. Так, с помощью самостоятельной подготовки маршрута по изученному материалу, можно раз и навсегда закрепить какую-либо информацию в своей голове. Творческий подход к изучению всегда оставляет в головах детей больше материала. Разрабатывая проектную работу, ребёнок вынужден обращаться за сопутствующей информацией к разным источникам. Цель самоутверждения перед сверстниками становится ещё одной мотивирующей единицей. В работу могут быть подключены родственники, одноклассники, музейные работники и педагоги. Таким образом, работа над индивидуальным проектом помогает раскрыть и реализовать потенциал школьника, развивает коммуникативные навыки. Групповое создание проекта, кроме всего вышеперечисленного, позволяет научится работать в команде. Распределять роли, слышать собеседника, работать в заданном ритме, учитывать временные рамки, развивать критическое мышление и учитывать чужую точку зрения. Правильное распределение обязанностей внутри коллектива гарантирует успешное развитие туристско-экскурсионной деятельности.