Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу, в которой исследуется формирование коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.11.2023
Объем файла
316 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение 

Актуальность исследования обусловлена активными инновационными процессами в социально-экономической и политической жизни современного общества, поставившими систему дошкольного образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности дошкольников, их разностороннему развитию и социальной адаптации в современном обществе. В различных источниках отмечается увеличение количества детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает коммуникативное развитие личности. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Процент детей с дефектами речи растет год от года. В 1970-1980 годах только у 25% детей фиксировали нарушения. Сегодня эта цифра значительно выше - 58% - и продолжает расти. Согласно данным международной статистики, нарушения речи присутствуют у 17,5% детей в возрасте до 7 лет [1]. И чем раньше они будут диагностированы, тем эффективнее будет лечение. В связи с усилением внимания государства и общественности к проблеме формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 сентября 2016 года № 14235 типовая пргорамма дошкольного образования в Параграфе 2. Образовательная область «Коммуникация» особое внимание должно уделяться развитию общения, где базовое содержание образовательной области «Коммуникация» реализуется в организованной учебной деятельности - развитие речи, художественная литература [2].

Содержание

Введение

1 Теоретические основы проблемы формирования коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи

1.1 Коммуникативная компетентность как педагогический феномен

1.2 Коммуникативная деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи

1.3 Пути формированиякоммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

2 Практическое обоснование формирования коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1 Разработка и экспериментальная проверка комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.2 Анализ результатов по использованию комплекса занятий в дошкольном учреждении

Заключение

Список использованной литературы

Список литературы:

1 https://www.cnews.ru/news/line

2 Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 сентября 2016 года № 14235.

3 Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

4 Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Перевод с франц. / Ж Годфруа - М.: Мир, 1992. - с.370.

5 Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. - 1995. - №6. - С.7 -16.

6 Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1968. - №8. - С.63.

7 Добрович, А. Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович - М. : «Просвещение», 1987. - 205 с.

8 Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.

9 Крижанская Ю. С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. - 2-е изд. - М.: Смысл; Академический проект, 1999. - 279 с.

10 Лашкова Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2009.-№3. - с.34.

11 Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. - М., 1951.

12 Леханова О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения с детьми с ОНР // Практическая психология и логопедия. Дайжест. – 2007. - №5.- с. 23.

13 Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. - М., 1974.

14 Мустаева Е.Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР // Сибирский педагогический журнал. – 2009. - № 1. – с.1.

15 Паршутин И.А. «Исследуем детские межличностные отношения» журнал старшего воспитателя дошкольного учреждения 2014 №9.

16 Рапацевич Е. С. Золотая книга педагога /ЕС Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 720 с.

17 Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -1996. - №1. - С.62-67.

18 Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. – 2007.- № 4. – с.37.

19 Соколова Н.В. Обучение детей с ФФН и ОНР // Дефектология. – 1999. - № 1. – с. 55.

20 Туманова Т.В., Филичева Т.Б. Работа воспитателя в группе детей с ОНР // Логопедия сегодня. – 2008. - № 3. – с. 63.

21 Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М, 1999.

22 Цукерман Г.А. Диагностируем коммуникативные УУД: методика Рукавички. – Нижний Новгород, 2013.

23 Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред.Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С.240.

24 Юрчук, В В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук- Мн.: «Современное слово», 1998. - 768 с.

25 http://imcluga.ru/bratya-i-sestry-piazhe-1997/

26 Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности стр 144- 157 С-Пб 2005.

27 Кравцова Е.Е.  Психологические проблемы готовности детей к обучению вшколе. М, 1991.

28 Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет). М., 2010.

29 Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Тропинка к своему Я. М., 2012.

30 Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5—7 лет. М., 2012.

31 Буренина А.И. Коммуникативные игры-танцы для детей: Учеб. пособие. СПб., 2004.

Многие исследователи, которые говорили о вербальном и невербальном развитие детей с ОНР, часто делали акцент на трудности в овладении словообразовательными процессами (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.И. Жаренкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова и др.). Р.Е. Левина сделала вывод, что лишь дети с III уровнем речевого развития отлично овладевают словообразовательными операциями и поэтому были проверены их особенности у детей данной категории в возрасте 6 лет. Данная возрастная группа особенно интереса для исследования, поскольку такие умения и навыки детей являются показателями готовности к обучению в школе. При подборе материала учитывались данные о том, какие словообразовательные типы должны быть сформированы у детей в этом возрасте (по данным Гвоздева А.И.), а также какие словообразовательные типы наиболее продуктивны (по данным Виноградова В.В.). В основу заданий экспериментального исследования была положена методика изучения особенностей словообразовательных операций, предложенная Т.В.Тумановой. Содержание экспериментального исследования составили три серии заданий, направленные на выявление возможности образования производных имен существительных, имен прилагательных и глаголов.