Развитие креативности школьников в педагогическом процессе
ВВЕДЕНИЕ
Проблема человеческого неординарного мышления вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творческим мышлением людьми. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что креативное мышление человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу его развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие творческого мышления……………………………………… 8
1.2. Особенности творческого мышления у младших школьников……….. 14
Учет творческого мышления в педагогической деятельности учителя…………………………………………………………………………... 17
2. ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО УЧЕТУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………................................
2.1 Описание методов и результатов исследования……………………... 22
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию творческого мышления ……………………………………………… 28
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы после проведенного формирующего эксперимента…………………………………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования - М., 2000.
2. Айзенк, П. Проверь свои способности - М.,2002.
3. Акимова, М.К. Способности и одаренность / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Рабочая книга школьного психолога; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 2005.
4. Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2-х т. - М., 2002.
5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности - Казань, 2008.
6. Бернштейн, М.С. Психология научного творчества // Вопросы психологии. - 2005. - №3.
7. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Д.Б.Богоявленская. - М.: РГУ, 2003.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия, 2002.
9. Богоявленская, Д.Б. Диагностика становления творческой личности - Таллинн, 2000.
10. Ведерникова Л.В. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников // Педагогическое образование и наука, - 2014, № 3
11. Воронин, А.Н. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. - М., 1994.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Психологический очерк. - М., 2001.
13. Галкина, Т.В. Диагностика и развитие креативности - М., 2001.
14. Гильбух, Ю.З. Внимание: одарённые дети / Ю.З. Гильбух. - М., 1991. - 15. Гильбух, Ю.З. Феномен умственной одаренности / Ю.З. Гильбух, // Вопросы психологии. -2010. - №4.
16. Глотова, Г.А. Творческая одарённость личности. Проблемы и методы исследования - Екатеринбург, 1992.
17. Грузенберг, С.О. Психология творчества / С.О. Грузенберг. - Минск, 1997.
18. Зиновкина М.М. НФТМ – ТРИЗ: Креативное образование ХХI века. Теория и практика./ М.М.Зиновкина – М.: МГУ, 2008.
19.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин - Спб: Питер; 2009.
20.Колесов Д.В. О пс
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:
- паритет заданий дивергентного и конвергентного типа