Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Введение
На современном этапе развития нашего общества происходят изменения в разных сферах: духовной, политической, социальной и экономической. Вместе с позитивными результатами возникли проблемы, касающиеся нашей системы образования: отсутствует четко обозначенная система воспитания, вытеснение воспитательного процесса в систему дополнительного образования.
Сегодняшний нравственный и идеологический кризис России приводит к постепенному размыванию духовно-нравственных ценностей у нашего общества, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами.
В принятой в 2000 году национальной доктрине образования государство вернуло положение о том, что образование обязано обеспечить духовно-нравственное воспитание молодого поколения.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания обучающихся …………
1.1 Теоретические основы духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………...
1.2 Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы………………………………………………………………….
Глава 2.
2.1 Опытно-экспериментальная работа по определению нравственной воспитанности обучающихся……………..............
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………...
Список использованной литературы
Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. – 1999. – № 4. – С. 78-80.
Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г. Асмолов. – Москва : Логос, 2008. – 99 с.
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев . – Москва : Просвещение, 2005. – 216 с.
Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.:ООО ?Издательство АТС?: ООО ?Издательство Астрель?,1999. - 1268 с.
Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и ситемах воспитания / Е. В. Бондаревская, С.В.Кульневич - Ростов-на-Дону, 1999. – 350 с.
ВнеШкольник : сайт. – URL: https://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1486-strategiya-razvitiya-vospitaniya-v-rossijskoj-federatsii-2015-2025#m3 (дата обращения: 24.05.2022)
Гущина И.Л. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних и старших классах / И.Л. Гущина // Мультиурок : электронный журнал. – URL: https://multiurok.ru/files/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-na-urokakh-litera.html (дата обращения: 15.02.2022)
Дамова Ф.Г. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы / Ф.Г. Дамова // CUBERLENINKA : электронный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 16.02.2022)
Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – Москва : Издательство ПСТГУ, 2008. – 240 с.
Ищук В.Ю. Нравственное воспитание на уроках литературы / В.Ю. Ищук // Открытый урок : электронный журнал. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/650647 (дата обращения: 17.03.2022)
Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. - М. : Просвещение, 1994.- 187 с.
Но, поскольку такая задача в современных условиях вряд ли выполнима, то имеет смысл говорить о защите детей от пагубного воздействия Интернета и СМИ, с одной стороны, и создании программ альтернативного содержания в средствах массовой информации - с другой.
Нами выявлены основные факторы нравственного становления личности, которые реализуются через создание определенных педагогических условий, каковыми являются:
- ценностное наполнение образования и воспитания через введение в общеобразовательные школы базового курса нравственного содержания;
- ?вкрапление? нравственной компоненты в существующие учебные курсы литературного чтения;
- создание и развитие в общеобразовательной школе системы воспитания, основанной на приоритете духовно-нравственных ценностей;
- совместная работа государства, Церкви и школы по совершенствованию семейного воспитания;
- защита детей от пагубного воздействия СМИ.