Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Актуальность проблемы развития навыка словообразования у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, вызвана тем, что у этих детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Т.Б. Филичева отмечает, что многие дети испытывают затруднения в подборе однокоренных слов, не могут образовывать слово, используя приставки или суффиксы; изменяя окончание, теряют смысл слова, проявляются трудности в дифференциации родственных слов; в невозможности выполнения задания на словообразование.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретическое исследование проблемы формирования навыков словообразования дошкольников при разных вариантах онтогенеза
1.1 Проблема формирования словообразовательных навыков у детей при нормальном варианте речевого онтогенеза
1.2 Характеристика словообразовательных умений старших дошкольников
1.3 Основные трудности при овладении словообразованием и их влияние на речевое развитие ребенка
2 ОСОБЕННОСТИ формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Общее недоразвитие речи: определение, уровни, характеристика речевого развития детей с разным уровнем речевого развития
2.2 Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.3 Рекомендации для логопедов и родителей по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Заключение
Список использованных источников
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В Лопатиной. — СПб., 2014.
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2016.
Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М., 2015.
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая. – М.: Просвещение, 2002.
Бессонова Т.П., Грибов О.Е. Дидактический материал по обследованию речи. - М.: Аркти, 1997.
Богданов В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. – Л.: 1990.
Борисоглебская Э.И., Гурченкова В.П., Курбыко А.Е. и др. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. -- 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк., 1998.
Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим речи третьего уровня // Логопед. -2014. №1.
Волкова Е. Ф. Статистические методы экспериментальной психологии: Практическое руководство / Е. Ф. Волкова. – Новосибирск.: НГПУ, 2013.
Выготский Л.С. Развитие устной речи // Детская речь.1996, ч.1.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н.Гвоздев/ - М.: Детство - Пресс, 2007.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей с ОНР. - М.: Аркти,
14. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. Автореф. дис. канд.пед.наук. - СПб.: 2002.
Дети с проблемами в развитии. Комплексная диагностика и коррекция / под ред. Л. П. Григорьева. - М.: ИКЦ, 2002.
Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Per Se, 2001.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. - Спб.: Детство - пресс, 2001.
Ефименкова Л.
Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы.
1.2 Характеристика словообразовательных умений старших дошкольников
Исследователями была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к 3 уровням. В 2000 г. Филичева Т.Б. [14] выделила 4- й уровень речевого недоразвития.
На каждом уровне отмечаются основные трудности в развитии речи, задерживающие формирование всех речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой характеризуется появлением новых речевых возможностей.