Приемы обучения детей старшего дошкольного возраста математическому счету

Скачать курсовую работу, в которой исследуются приемы обучения детей старшего дошкольного возраста математическому счету
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
07.11.2023
Объем файла
232 Кб
Количество страниц
36
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В современном мире с целью развития интеллектуальных способностей детей особое значение играет приобретение ими математических представлений, которые впоследствии оказывают огромное влияние на формирование умственных действий, обязательных для познания окружающего мира и решения разного рода практических задач, а также для благополучного обучения в младших классах общеобразовательной школы.  Счет является одним из главных понятий в математике. Как известно, люди научились считать еще в древности: ученые обнаружили, что именно с первобытных людей возникло начало развития счета. С появлением цивилизации резко возросла потребность в счете и возможности производить арифметические действия. Дошкольная педагогика также обратила свое внимание на обучении детей счету. При этом длительное время методика обучения дошкольников числу и счету строилась либо на основе абстрактных теоретических построений, либо с помощью практического опыта.  Психолого-педагогические исследования на современном этапе отмечают особое место обучению детей дошкольного возраста счету в формировании познавательной деятельности ребенка, в развитии его сенсорных, а также интеллектуальных и творческих способностей.  Повышение эффективности и качества таких видов деятельности, как познавательной, трудовой, игровой, продуктивной и творческой можно достичь с помощью овладения детьми знаниями о числе. [1, с. 217] Такие педагогики, как П. Я. Гальперин и Т. В. Тарунтаева полагают, что формирование у ребенка математических представлений должно непременно основываться на предметно-чувственной деятельности, так как с помощью нее проще усвоить весь объем знаний и умений, который представляет собой важнейшую базу для познавательной активности. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы обучения детей старшего дошкольного возраста математическому счету 6

1.1. Понятия о числе и счете в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Возрастные особенности развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста 11

1.3. Особенности обучения счету предметов детей дошкольного возраста 14

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению детей старшего дошкольного возраста математическому счету с помощью специальных педагогических приемов 22

2.1. Диагностика развития счетных умений у дошкольников на начальном этапе 22

2.2. Описание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста математическому счету с помощью специальных педагогических     приемов 27

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 36

Заключение 37

Список литературы 39

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арапова - Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 422 с.

2. Беланова Э. И. Развитие счетных навыков у дошкольников. – СПб.: Питер, 2014. – 186 с. 

3. Белошистая А. В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников. Способы определения понятий. – 2016. – 61 с.

4. Блехер Ф. Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного. – 2008. – 23 с.

5. Богданова Е. А. Формирование счетной деятельности у дошкольников. – 2014.  – 26 с.

6. Воронина Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста. – Екатеринбург: УрГПУ, 2017. – 289 с.

7. Гальперин П. Я. Формирование начальных математических понятий. ‒ 1961. ‒ 67 с. 

8. Герасимова А. Д. Формирование счетных навыков у дошкольников. –2014. – 16 с. 

9. Давыдов В. В. Предметная деятельность и онтогенез познания. ‒ 1998. ‒ 29 с. 

10. Ефименко Н. Л. К вопросу формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования. – Москва, 2016. – 203 с.

11. Ефименко Н. Л. Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. – 2016. – 570 с. 

12. Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику. Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. – М.: Инфра- М, 2015. – 143 с.

13. Козлова В. А. Обучение дошкольников математике. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 184 с.

14. Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике. ‒ М.  Учпедгиз, 1955. – 435 с. 

15. Минибаева Э.Р. Обучение детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач. – Новосибирск: СибАК, 2010. – 492 с. 

16. Михайлова Л. В. Логические блоки Дьенеша – всесторонняя развивающая игра. – 2015. – 464 с. 

17. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.

18. Морозова И. А. Развитие элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 136 с. 

19. Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Детство-пресс, 2009. – 402 с.

20. Новикова В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 48 с. 

21. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Веркасы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с. 

22. Петрова В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста. – Казань: КФУ, 2017. – 203 с. 

23. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия. – 2006. – 18 с. 

24. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987. – 97 с.

25. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.

26. Столяр Л. А. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-7 лет. М.: Просвещение, 1991.

27. Урунтаева А. Г. Дошкольная психология. – М.: Наука, 2009. – 326 с.

28. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2015. – 392 с.

29. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – М., 1971. – 416 с. 

Электронные ресурсы

30. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: search.rsl.ru – Режим доступа: https://search.rsl.ru Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (дата обращения: 07.05.22 г.)

31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: минобрнауки.рф – Режим доступа: http://минобрнауки.рф  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (дата обращения: 07.05.22 г.)

Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Необходим отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов проведения занятия. Например, важно, как близко к педагогу или к месту действия с объектами находится ребенок, может ли он непосредственно участвовать в происходящем. Организация занятий небольшими группами способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.  Для совместного поиска ответа очень полезны дискуссии. Необходимость объяснить способы действия товарища, возможность задать вопрос, усомниться в правильности решения, предложить свой вариант делает активными, как правило, всех. При такой организации возникает атмосфера сотрудничества внутри коллектива. Дети быстро включаются в поисковую ситуацию, с готовностью помогают друг другу, пытаясь решить игровую или практическую задачу.  Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. [5, с. 98]