Развитие воображения у младших школьников посредством интеллектуальных игр

Скачать дипломную работу, в которой исследуется рразвитие воображения у младших школьников посредством интеллектуальных игр
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.11.2023
Объем файла
267 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность рассматриваемой  темы работы заключается в том, что проблема исследования развития способностей, связанных с воображением у детей младшего школьного возраста уже, много лет является целью научных исследований и анализов многих специалистов по педагогике, психологии и социологии. Современные исследования в области образования, ставят перед специалистами новые задачи и повышают планку в научных разработках. Так одной из популярных тем исследований стал процесс развития воображения, как специфического навыка, оказывающего влияние на процесс развития ребенка в целом. Это обусловлено тем, что воображение является неотъемлемой частью как игровой, так и познавательной деятельности.  Специалисты установили, что именно в младшем школьном возрасте происходит развитие различных особенностей и навыков, связанных непосредственно с воображением. Было так же отмечено, что если процесс формирования данных умений (речевое воображение, воображение «в уме», творческое воображение), оставить без должного внимания и не развивать его дополнительно, то в будущем школьник может испытывать сложности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, так же могут начаться проблемы с усвоением школьной и дополнительной программ. Согласно исследованиям, дети с неразвитым воображением теряют интерес к искусству в любом его проявлении.   Исследования (Е.И. Игнатьев, О.М. Дьяченко, В.В. Давыдов,   Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн и др.) указывали на то, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения младшими школьниками новых знаний, но и является обязательным условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, что способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность образовательного процесса в начальной школе. В данном контексте проблема изучения развития воображения младших школьников является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности детей, его креативного развития и нестандартных форм поведения.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВООБРАЖЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7

1.1 Понятие воображения в научной литературе 7

1.2 Предпосылки развития воображения у детей младшего школьного возраста 12

1.3 Роль интеллектуальных игр в развитии воображения детей 24

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29

2.1. Организация и методы исследования 29

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 34

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 44

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНЫХ ИГР 44

3.1. Содержание программы и организация формирующего      эксперимента 44

3.2. Результаты формирующего эксперимента 52

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бегиева Б. М., Темирканова Д. С., Гукова Д.А. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте // Вопросы науки и образования. 2018. №26 (38). С. 95–96.

2. Боева О. М. Педагогический феномен интеллектуальном игры // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - №1. – С. 141–147.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Понимание детского развития с позиции экологической теории У. Бронфенбреннера // СДО. - 2014. - №10. – С. 56–65.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С.Выготский. - СПб.: Союз, 2012. - 332 с.

5. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник и практикум для вузов / П. С. Гуревич. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 429 с.

6. Дудецкий А. Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004; Рыбаченко А. Б. Теоретические основы воображения, его виды и функции / А. Б. Рыбаченко, М. Ф. Барба, Е. В. Харсекина. - // Образование и воспитание. - 2016. - № 5 (10). - С. 79–83. 

7. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И.Игнатьев. - М., 2016. – 392 с.

8. Кравцова Е. Е. Культурно-исторические особенности развивающей семейной педагогики // Вестник РГГУ. -2020. - №17 (61). - Серия «Психология». - С. 208–209.

9. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2018. - 224 с.

10. Мандель, Б. Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств обучающихся: учебное пособие для студентов высших учебных заведений гуманитарного направления (все уровни подготовки) / Б. Р. Мандель. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 316 с.

11. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.-М.: Просвещение, 2014.-256с.

12. Методика определения уровня воображения: психология от А до Я / под ред Л. Д. Столяренко. М., гуманитарная академия, 2013. 320 с.

13. Немов, P.C. Психология: учебник для вузов. M., Инкос, 2010. 606c.

14. Петрова Ю. А. Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся / Ю. А. Петрова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 141–144. 

15. Померанцева Э. В. Русская народная сказка / Э. В. Померанцева. - М., 2013. - 45 с.

16. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 1. Психология: учебник для вузов / В. А. Сластенин [и др.]; под общей редакцией В. А. Сластенина, В. П. Каширина. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с.

17. Рибо Т. Творческое воображение [Текст] / Т. Рибо. - М.: Владос, 2016. - 83с.

18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 463 с.

19. Рузская, А. Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. Психология младшего школьника. / А. Г. Рузская - М., 2011–128–147 с.

20. Рябчунова К. Н. Реализация идей Л. С. Выготского в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова / К. Н. Рябчунова. - // Молодой ученый. - 2016. - № 27.1 (131.1). - С. 27–30.

21. Столяренко, Л.Д Психология и педагогика / Л.Д.Столяренко, В.Е.Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671с.

22. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И.Тихеева. - М., 2012. - 201 с.

23. Федосеева О. А. Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта / О. А. Федосеева // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 411–415. 

24. Якшина А.Н. Психологические условия развития воображения в младшем школьном возрасте // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2016. - №2 (4). - С. 57–68.

25. Гильфорд, Дж. Три стороны интеллекта /Психология мышления М., 1965.

Принимая активное участие в различных игровых процессах, младшие школьники часть прибегают к импровизации, они могут легко не только поддержать чью-то историю, но и придумать свою. За счет этого реализуется процесс развития воображения и сопутствующих ему навыков, а именно: обогащение речи ребенка, увеличение его словарного запаса, младший школьник овладевает как прозаичной, так и стихотворной формой изложения.    Часто, во время игрового процесса можно проследить динамику внутреннего состояния ребенка. Психологи не редко прибегают к игровой деятельности в диагностических и профилактических целях. В процессе игры младшие дошкольники могут проигрывать тревожные для них ситуации – буллинг, потерю одного из родителей, «семейные конфликты» и т.д.  Так же игровая деятельность может стать определенным «леченым» средством, кога ребенок может выразить свои эмоции открыто и пережить волнующие его события, но уже в качестве «победителя».  Отметим, что даже в самостоятельной игровой деятельности, учащиеся части применяют интеллектуальный элемент. Младший школьник, оказавших в свободном пространстве, может самостоятельно, опираясь на свое желание и прошлый опыт выстроить игровую линию.