Конкуренция, её экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны
Введение
Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования, роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. В связи с этим проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей любой фирмы. Тема является актуальной, так как с проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом дает возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли. Конкуренция обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др. Говоря о достоинствах конкуренции, нельзя забывать о тех проблемах, которые она не может решать самостоятельно. Актуальность данной темы состоит также и в том, что в настоящее время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях. Актуальность определила цель исследования – изучить конкуренцию и оценить условия, необходимые для развития экономики и для улучшения жизни общества.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Характеристики экономической конкуренции……………………5
1.1. Сущность и формирование экономической конкуренции……………5
1. 2. Виды и функции конкуренции, их особенности……………………….10
1. 3. Конкуренция, как элемент рыночного механизма……………………15
Глава 2. Механизм реализации конкуренции в рыночной экономике
2.1. Значимость конкуренции в рыночной экономике……………………..22
2.2. Рыночная конкуренция……………………………………………………24
2.3. Основные факторы товарной конкурентоспособности…………………27
2.4. Влияние конкуренции на экономику нашей страны……………………31
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы…………………………………………..40
Список используемой литературы:
1. ФЗ «О конкуренции и ограничении монопо¬листической деятельности на товарных рынках» (Вып.1(76)).-М.: Инфра-М, 2003.-18 с.
2. Итоги работы Алтайского краевого Совета народных депутатов за 2005год. – Издательство администрации Алтайского края, 2006.-53 с.
3. Устав (Основной закон) Алтайского края (по сост. На 01.01.2006 г.)/Отв. за вып. А.Я. Троцковский. – Барнаул: Издательство администрации Алтайского края.
4. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2007. - 860 с.
5. Булатов А. С. Экономика: Учебник.3-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.
6. Тарануха Ю. В. Микроэкономика: Учебник/Под ред. А. В. Сидоровича.- М.: Издательство «Дело и сервис», 2002. – 304 с.
7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник. – М.: Издательство «Норма», 2007. – 672 стр.
8. Экономическая теория / Под. Ред. А.И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-изд. - СПб.: Изд. СПБГУЭФ; Питер, 2008. – 544 с.
9. «Коммерсантъ: Деньги», журнал № 13 за 1999, с. 150
10. «Конкуренция и рынок», журнал №45(1), март 2010, с. 160
11. «Риск: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция», журнал №1, 2010, с. 96
12. «Современная конкуренция», журнал №1(19), 2010, с. 144
13. «ЭКО», всероссийский экономический журнал №4, 2010, с. 100
14. Официальный сайт администрации Алтайского края -www.altairegion22.ru
15. Информационно – правовой портал Гарант – www.garant.ru
По уровню производительности труда Россия в конце 90-х годов уступала не только всем промышленно развитым государствам, но также и новым индустриальным странам – Южной Корее, Гонконгу, ЮАР, Мексике, Тайваню, Сингапуру, Аргентине и развивающимся государствам – Турции, Малайзии, Египту и др. Следствием сокращения производительности труда является снижение прибыли и соответственно рентабельности производства. По официальным данным в конце 90-х годов в российской промышленности насчитывалось 157 тыс. предприятий, из которых 51% были убыточными. В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретает качество товаров, его новизна, и актуальность изделий. Однако по показателю качества большинство российских промышленных товаров уступает изделиям из промышленно развитых, НИС и отдельных развивающихся государств. В этой связи основным конкурентным преимуществом российских экспортеров на мировом рынке остаются ценовые характеристики. Однако для сохранения и повышения конкурентоспособности на внешнем рынке российские производители должны были бы поддерживать внутренние цены на энергоносители и сырье на уровне 40% от мировых, а зарплату в пределах 25-30% от уровня промышленно развитых стран. В современной экономике свободная конкуренция как стимул и мерило эффективности рыночного хозяйства предполагает свободный рынок со свободным ценообразованием. В России же формально свободное, а фактически диктуемое отечественными естественными монополистами ценообразование привело к тому, что за годы реформ наши внутренние цены на многие виды топлива, сырья и полуфабрикатов, а также тарифы на перевозку грузов стремительно возросли и оказались выше мирового уровня.