Формирование современных педагогических компетенций тренера по виду спорта и педагога по физической культуре

Скачать дипломную работу, в которой исследуется формирование современных педагогических компетенций тренера по виду спорта и педагога по физической культуре
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.11.2023
Объем файла
239 Кб
Количество страниц
78
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное российское высшее образование предъявляет высокие требования к подготовке выпускников вуза, в том числе и будущих преподавателей физической культуры, а так же тренеров спортивных школ. Их профессиональная деятельность включает педагогическую составляющую, одним из элементов которой является понимание выпускником вуза важности и сложности педагогической задачи, связанной с обучением, воспитанием и оздоровлением обучающихся.
Совершенствование процесса профессиональной физкультурной подготовки требует нового подхода к организации учебного процесса в сфере высшего образования, эффективных путей повышения качества обучения студентов факультетов физической культуры и спорта. Масштабность и сложность проблемы оздоровления населения страны актуализирует процесс подготовки тренеров и учителей физкультурных работников, обладающих высоким уровнем профессионализма, понимающие и осознающих ответственность за отличное качество и высокие результаты своей профессиональной подготовки и целеустремленной деятельности. Профессиональная подготовка будущего педагога по физической культуре и спорту для системы образования – важнейшая функция существования и развития человеческого общества. Высшее учебное заведение является последним этапом перед вступлением будущего специалиста на самостоятельный профессиональный путь, поэтому значимость профессионально-практической подготовки в стенах института высока. Разработка обозначенной проблемы лежит в рамках более общей – совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном пространстве высшей школы. Современный подход к решению этой проблемы нашел свое отражение в трудах представителей разных научных областей (Р.А. Абзалова, А.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, С.Д. Неверковича, В.В. Серикова и др.). Решению проблемы совершенствования профессиональной подготовки в системе вузовского обучения посвящены труды С.Я. Батышева, Г.И. Железовской, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной, Н.В. Тельтевской и др. Большой интерес в решении проблемы профессиональной подготовки в сфере физкультурного образования представляют работы по теории и практике обучения физической культуре авторов отечественных (Л.П. Матвеева, Н.Г. Озолина, В.П. Филина и др.) и зарубежных (Х.М. Зиммермана, В. Ломан и др.).

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 7

1.1. Профессиональная деятельность и профессиональные компетенции педагога по физической культуре и спорту 7

1.2. Условия профессиональной подготовленности будущего педагога и тренера по физической культуре и спорту 28

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36

2.1. Методы исследования 36

2.2. Организация исследования 37

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 45

3.1. Сравнение результатов исследования 45

3.2. Сравнительный анализ двигательных качеств испытуемых 63

ВЫВОДЫ 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абзалов Р.А. Движение и развивающееся сердце. Учебное пособие. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. - 90 с 

2. Абзалов Р.А., Ситдиков Ф.Г. Развивающееся сердце и двигательный режим.- Казаны КГПУ, 1998.-96с.

3. Абзалов Р.А. Размышления о физкультурологии // Теория и практика физической культуры. – 1999. - № 8. – С. 11-14

4. Абзалов Р.А., Нигматуллина P.P. Эволюция сердечного выброса в процессе индивидуального развития организма // Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. - Казань, 1996.-С. 1-2. 

5. Абзалов Р.А, Павлова О.И. Показатели ударного объема крови у спортсменов разного возраста и спортивной квалификации // Теория и практика физ. культуры. - 1997. — № 4. - 8-10. 

6. Абзалов Р.А., Ситдиков Ф.Г. Развивающееся сердце и двигательный режим.- Казаны КГПУ, 1998.-96с.

7. Агеевец, А.В. Совершенствование форм занятий ПСМ как фактор подготовки специалистов по гребному спорту / А.В. Агеевец, С.А. Пронин //Научные основы физического воспитания и спорта: сборник научных трудов /ГДОИФК; под ред. В.Г.Стрельца- Л.: Б.И.; 1982.-С. 186-169.

8. Алексеенко, М.С. Обоснование комплекса средств в формировании профессиональных умений преподавателя ритмической гимнастики: автореф. дис...канд. пед. наук / М.С. Алексеенко. - Л., 1990. - 22 с.

9. Андреасян, К.Б. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике / К.Б. Андреасян: автореф. дис…канд. пед. наук. – М.: РГАФК, 1996. – 23 с.

10. Андриади, И.П. Дидактические умения тренера и их формирование: автореф. дис... канд. пед. наук / И.П. Андриади. - М., 1983, - 25с.

11. Асадулина, С.Х. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя: дис…канд. психол. наук / С.Х. Асадулина. - М., 1986.-197 с.

12. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учеб. пособие для студ. Вузов физической культуры / Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 304 с.

13. Бабушкин, Г.Д. Анализ трудностей в деятельности тренеров по спорту / Г.Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры. -1984. - № 3. - С. 10-14.

14. Бабушкин, Г.Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов / Г.Д. Бабушкин  // Теория и практика физической культуры, 1991. - №7.-С. 35-39.

15. Бальсевич, В.К. Актовая речь. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры  / В.К. Бальсевич. М.: - 2002. – 30 с.

16. Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание: Учеб. пособие для педагогическо го колледжа. - Казань: РИЦ «Школа», 2000. - 188 с. .

17. Бикмухаметов Р.К. Проектирование интеграции физического и духовного вое питания студентов педагогических учебных заведений. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та 2003.-238 с. 

18. Борисова, Е.С. Самостоятельная работа студентов по дисциплине "Спортивно-педагогическое совершенствование" / Е.С. Борисова, Л.И. Образцова // Организация самостоятельной работы студентов ИФК: Тез. докл. науч.-метод. конф. - Омск, 1988. - С. 69–70.

19. Ванюшин, Ю. С. Взаимосвязь показателей кардиреспираторной системы и физической работоспособности спортсменов разного возраста / Ю.С. Ванюшин, Ф.Г. Ситдиков // Казанский медицинский журнал: научно-практический журнал. - 2004 - т.85 - № 5. - С.197-200 

20. Виру, А. А. Аэробные упражнение / А.А. Виру. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 142 с.

21. Выдрин, В.М.. Системный подход в исследовании физической культуры / В.М. Выдрин, Г.А. Решетнева // Теория и практика физической культуры. - 1978. - №3. - С. 5-7.

22. Галактионов, И.Н. Педагогические способности тренера и их совершенствование у студентов тяжелоатлетов в МФК: автореф. дис...канд. пед. наук / И.Н. Галактионов. - М., 1985. - 22с.

23. Горбань, А.П.- Профессионально-педагогическое мастерство тренера: Метод. Пособие / А.П. Горбань.- Малаховка: МГОИФК,1988- 33 с.

24. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 033100 Физическая культура. Квалификация: педагог по физической культуре. – М., 2000. – 21 с.

25. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев / Предисл. Н.В. Кузьминой, А.Ц. Пуни, А.В. Тарасова. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 375 с.

26. Еиндусов, Е.Е. О повышении качества проведения курса СПС   / Е.Е. Еиндусов // Гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -I 2. -С. 21-23.

27. Железняк, Ю.Д. Концепция непрерывного физкультурного образования /Ю.Д. Железняк //Сб. научн. трудов Подготовка студентов ФФК к профессиональной деятельности.- М.: 1991.- С.3-18.

28. Железняк, Ю.Д. Инновационные аспекты профессионального физкультурного образования в педагогических учебных заведениях / Ю.Д. Железняк, Е.Л. Воробьева / Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта: Всероссийской межвузовской конференции 1999.-М.: Малаховка, МГАФК., - 115с.

29. Занюк, С.С. Психология мотивации / С.С. Занюк. - Киев: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001.-352 с.

30. Зволинская, Н.Н. Пути обновления квалификационной характеристики специалиста по физической культуре и спорту / Н.Н. Зволинская,           В.И. Маслов  // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 12. - С. 40-44.

31. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессиональ¬ного образование / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 2000. - 258 с.

32. Интернет – обучение: технологии педагогического дизайна: учеб. пособие / М.В. Моисеева, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.И. Нежурина /Под ред. М.Ю. Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2004. – 216 с.

33. Каргаполов, Е.П. Проблемы построения общей модели специалиста по физической культуре / Е.П. Каргаполов // Теория и практика физической культуры. - 1985. - №1. - С. 42-45.

34. Келлер, B.C. Организация тренерско-педагогической практики студентов тренерского факультета без отрыва от учебы / В.С. Келлер, В.В. Строкатов. - В кн.: Тезисы докладов II Всесоюзной научно-практической конференции. - М., 1983. - С. 23-24.

35. Кобер, И.Х. Коммуникативная компетентность тренера и ее формирование у студентов институтов физической культуры: автореф. дис…канд. пед. наук / И.Х. Кобер.-Малаховка, 1987.-22с.

36. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

37. Корецкий, В.М. Профессионально-педагогическая деятельность как предмет исследования: методология подхода, теоретический анализ / В.М. Корецкий // Теория и практика физической культуры. - 1980.- №3 .- С.30-32.

38. Корх, А.Я. Тренер: деятельность и личность: учеб. пособие         /А.Я. Корх. – М.: Терра - Спорт, 2000.-120 с.

39. Костюченко, В.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений в курсе спортивно-педагогических дисциплин: Учеб. пособие /В.Ф. Костюченко. - СПб., 2001. - С.6-17.

40. Кречетников, К.Г. Методология проектирования, оценки качества и применения средств информационных технологий обучения / К.Г. Кречетников. – М.: Госкоорценр, 2002. – 244 с.

41. Кузьмина, Н.В. Понятие педагогической системы и критерии ее оценки: Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина. -  Л.: ЛГУ, 1979. - 64 с.

42. Куликов, М.Л. Спортивно-педагогическое совершенствование в системе профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя-тренера по легкой атлетике: автореф. дис... канд. пед. наук / М.Л. Куликов. - СПб, 1993. – 23 с.

43. Лазаренко, Г.А. Повышение уровня профессиональной компетентности учителя физической культуры на основе информационных средств обучения: автореф. дис…канд. пед. наук /Г.А.Лазаренко.- Краснодар., 2000. – 23 с.

44. Лисицкая, Т.С. Использование мультимедийной компьютерной программы в процессе подготовки специалистов по аэробике /Т.С. Лисицкая //Теория и практика физической культуры. – 2007. - №4. – С. 25-28.

45. Лубышева, Л.И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л.И. Лубышева, В.А. Магин. М.: Теория и практика физической культуры, 2005–191 с.

46. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: Монография. / В.П. Лукьяненко – М.: Советский спорт, 2005. – 122 с. 

47. Любомирский, Л.Е. Физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста: Метод. рекомендации / Л.Е. Любомирский, А.М. Шлемин. - М.:АПН СССР НИИ. Физиология детей и подростков. - Москва, 1986. – С. 6-21.

48. Маркина, Т.А. Формирование профессиональной педагогической компетентности студентов институтов физической культуры в процессе изучения педагогических дисциплин (на примере базового факультета РГАФК): автореф. дис... канд. пед. наук / Т.А. Маркина. - М.: 1994.- 23с.

49. Матяш, Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: автореф. дис... канд. пед. наук / Н.В. Матяш. - БГПИ - Брянск, 1994.-15 с.

50. Международная федерация гимнастики. Аэробная гимнастика. Правила соревнований 2005-2008.

51. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика /Ю.В. Менхин. - Ростов на Дону.: Феникс, 2002. – 384 с.

52. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина. – М.: Издательский центр «Академия, 2004. – 320 с.

53. Михеев, А.И. Влияние педагогической практики на формирование профессиональных способностей студентов / А.И. Михеев, И.Н. Галактионов. - В кн.: Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической конференции по совершенствованию подготовки и повышению квалификации кадров по физической культуре и спорту. - М.; ГЦОЛИФК. - 1984. - С. 60-61.

54. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций: Монография / Л.Д. Назаренко. – М.: Теория и практика физической культуры, 2003. – 258 с.

55. Назаренко, Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д.Назаренко. – М.: Теория и практика физической культуры, 2005. – 191 с.

56. Назаренко, Л.Д. Моделирование подготовки тренера по спортивной аэробике / Л.Д. Назаренко, Н.В. Гущина // Теория и практика физической культуры. – 2006. - №7. – С. 15-17.

57. Назаренко, Л.Д. Физкультурно-образовательное пространство в современных условиях общественного развития /Л.Д. Назаренко //Актуальные проблемы модернизации образования в области физической культуры: Матер. Всероссийской научно-практической конференции. – Ульяновск, 2007. – С. 11-15.

58. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать /Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Изд. ACT». -, 2003.-863 с.

59. Пономарев, Г.Н. Личностно-ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре / Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - М., 1997. - №12. - С.32-35.

60. Резников, Ю.А. Самостоятельная работа студентов - важнейший компонент подготовки специалистов в системе физкультурного образования /Ю.А. Резников, Т.И. Андросов, В.М. Готлиб, В.В. Михайлов, Н.И. Степанченко // Теория и практика физической культуры. - 1989. - №10. - С.29-30.

61. Решетень, И.Н. Методология и методика моделирования при решении проблем физкультурного образования: Метод. разработка для слушателей факультета усовершенствования преподавателей и аспирантов ГЦОЛИФК / И.Н. Решетень. - М., 1986. – 36 с. 

62. Самообразование тренера-преподавателя. Методические рекомендации / А.Ф.Стрельников, В.Н.Арташевский, В.Е.Хапко. - Киев, 1988.-32 с.

63. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование /В.В. Сериков // Педагогика. - 1994. - №5. - С. 16-20.

64. Сластенин, В.А.Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев,Е.Н. Шиянов, под ред. В.А. Сластенин. – 5-е изд. М.: Академия, 2006. – 566 с.

65. Талызина, Н.Ф. Деятельностный подход к построению моделей специалиста / Н.Ф. Талызина // Вестник высшей школы 1986. - № 3. - С. 10-14.

66. Торунова, Э.Л. Новый подход в организации познавательной деятельности студентов АФК по курсу специализации / Э.Л. Торунова /Всероссийской межвузовской конференции. – М.: - Малаховка, 1999.-С.142-144с.

67. Фукин А.И., Фукина Л.И. Диагностика психического и физического развития юных спортсменов / А.И. Фукин. - Набережные Челны: КамПИ, 2000. - 144 с. 

68. Холодов Ж.К. Тестовая методика оценки знаний студентов и ее дидактические возможности в системе высшего физкультурного образования  / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Теория и практика физической культуры. -1988.-№11.- С 11-14.

69. Чесноков, А.В. Формирование профессиональных качеств педагога по физической культуре / А.В. Чесноков  // Теория и практика физической культуры.- 2001. -№ 10.-С. 18. 

70. Якимов, А.М. Основы тренерского мастерства: Учебно-методическое пособие / А.М. Якимов. – М.: Терра - Спорт, 2003 – 176 с. 

71. Andersen, N. International aerobics center seminar «Sweat systems»  /N. Andersen. - Minneapolis, 1990/ - 39 p.

72. Berlak, A. Toward a nonhierarchical Approach to school andleadership /A. Berlak, H Berlak // Carrie Jnguiry, 1983, -273p.

73. Malina, R.M. Fitness and physical fitness of girls 7 to 17 years /R.M. Malina, G.H. Beunen, A.L.Claessens, J. Lefevre, R. Renson, G. Simon. - Obesity Research, 1998. – P. 221-231.

74. Cooper, K.H. New aerobics for women. /K.H. Cooper – USA.: Bantam books, 1988. – 324 p.

75. Harter S. Canses correlates and functional role of global selfwoth: A spanperspective /S. Harter // Competence considered. - New Haven, 1990. -204 p.

76. La prise en charge des problemes de sante //Sante soc: Regards et remedes. - Paris, 1992. - P. 15-31.

77. Paul, C. et el. Aerobic training, Aachen: Meuer  und Meuer / C. Paul. – 1997. - 67 p.

78. Wide, A. Handbook of medical gymnastics /A. Wide. - London: Sampson, Low and Martson, 1988.-248 p. 

79. Hadders-Algra M., Huisjes H. J., Touwen B.C. Perinatal Correlates of major and minor neurological dysfunction at school age // Develop. Med. Child Neurology, 1988, Vol. 30, №7,p. 472-481. 

80. Harbug E., Shork M.A., Erfiit Y.CI. Schull N.G., Chape C. Heredity stress and blood pressure./ A family set method results of blood pressure measurement 22. Chorn. Dis. 2 1977. - Y 30. - № 10 - P. 649 - 658 

81. Karvonen M. J Physical activity and health. Finnish Sports Exercise Med. - 1983, v.2. - P. 4 - 9.Shophard R. Fitness and Health in Industry, Karger, 1986. 

82. . Kikuchi Spogo, Rona Roberto J., Chinn Sudan Physical Jitneys of 9 year jilts in England: Related factors. / Epideviol and Community Health. 1995. -49, № 2 - P.180 - 185. 

83. Kobayashi K., Kitemurak., Miura M. Aerobic power as related to body growth find training in Japanese boys. A longitudinal stagy // J. Appi. Physiol. 1978.-Y.44-P. 666-672. 

84. Pollock M. L., Wilmore J. H., Fox-S. M. Physical Activity, Health and Designed Exercise programs: an Overview. New York. 1990, P. 1-178. 

85. Scott D.T. Premature infants in later childhood. Some recent follow-up results // Semin. Perinatol, 1987, Vol. 11, № 2, P. 191-199. 

86. http://lib.sportedu.ru 

87. http://sport.rian.ru

88. http://www.blackpantera.ru/vospitanie/

89. http://www.cultline.ru/

90. http://www.nkfkis.ru

Для обучения технике прыжка в длину в целом используются бег по разбегу с обозначением отталкивания и прыжки в длину с полного разбега. Большое значение имеет здесь определение длины полного разбега. Для этого занимающиеся отмеряют необходимое количество шагов от бруска для отталкивания (из расчета 2 обычных шага — один беговой шаг) и устанавливают там отметку. При четном количестве шагов разбега вперед ставится толчковая нога, при нечетном — маховая. После этого выполняются прыжки с отталкиванием в удобном месте; преподаватель вносит коррективы в зависимости от расстояния от места отталкивания до бруска. Разбег всегда нужно выполнять из стандартного положения, с одинаковой скоростью первых шагов. Перед отталкиванием скорость должна быть близкой к максимальной.  Достаточная естественность и доступность движений в прыжках в длину обусловливают широкое использование целостного метода обучения, а также комплексной методики обучения. На каждом отдельном занятии можно использовать следующие упражнения: прыжки в длину с места -отталкивания через 1, 3 или 5 беговых шагов с приземлением после последнего отталкивания в яму - имитация движений в полете - бег по разбегу с обозначением отталкивания-прыжки в длину с различных разбегов  Скоростно-силовой характер прыжков в длину, высокая точность движений, взрывные усилия большой мощности определяют успешность овладения и совершенствования техники в зависимости от физической подготовленности занимающихся. Прежде чем приступить к освоению техники прыжков в длину, необходимо освоить школу легкоатлетического бега, укрепить опорнодвигательный аппарат (горизонтальные многоскоки, прыжки через скакалку), повысить координационные способности.