Диагностика межличностных отношений в старшей группе дошкольников

Скачать курсовую работу, в которой исследуется диагностика межличностных отношений в старшей группе дошкольников
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
07.11.2023
Объем файла
217 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Все сферы жизни общества непосредственно связаны со взаимодействием с людьми. Общение является главной составляющей в процессе социализации индивида. С помощью коммуникации он реализует определенные потребности, делится опытом и получает знания и умения от окружающих. Межличностные отношения развиваются в заданной динамике: зарождение, закрепление, достижение зрелости и возможное ослабление. От качества межличностных связей зависит психоэмоциональное состояние и уровень жизни человека. Сформированные способы и манеры поведения в межличностных контактах помогают ребенку активно осваивать окружающую действительность, включаться в широкую систему межсоциальных отношений. Именно они создают то чувственное благосостояние ребенка, которое во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом. Старший дошкольный возраст характеризуется обилием коммуникаций, эмоциональной составляющей, нестандартностью общения и взаимодействия, что дает возможность ребятам легко общаться посредством игровой деятельности, которая является в этом возрасте ведущей. Взаимоотношения возводятся в селективных предпочтениях ребенка; детское общение со взрослыми уходит на второй план, так как появляется необходимость в ситуационно-деловой работе со сверстниками; в контакте друг с другом дети достаточно легко и быстро находят общий язык и среди них уже ярко появляются ценимые и отвергаемые ребята.В любом виде деятельности дошкольник осваивает коммуникативные умения, обучается координировать собственные действия, подбирать правильный выход из различных ситуаций. По этой причине начиная с дошкольного возраста у детей необходимо налаживать коммуникативную функцию с целью слаженного формирования личности для его успешной жизнедеятельности. 

Содержание
Аннотация…………………………………………………………………………...4
Введение …………………………………………………………………………….5
Глава 1. Теоретические основы понятия «межличностные отношения дошколь-ников»………………………………………………………………..........................7
1.1 Понятие «межличностные отношения»……………………………….............7
1.2 Особенности межличностных отношений в старшей группе дошкольни-ков…………………………………………………………………………………...13
Вывод по первой главе…………………………………………………………….18
Глава 2. Исследование межличностных отношений в старшей группе дошколь-ников………………………………………………………………………………..19
2.1 Организация и методы исследования межличностных отношений в старшей группе дошкольников……………………………………………………………...19
2.2 Результаты исследования межличностных отношений в старшей группе до-школьников………………………………………………………………................24
Вывод по второй главе……………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………...…33
Приложение…………………………………………………………………………36

 

Список литературы

1.Абраменкова, В. В. Теоретические аспекты изучения межличностных отно-шений и их развитие в психолого-педагогической науке / В. В. Абраменкова. — Текст : электронный // eduneed.ru : [сайт]. — URL: http://www.eduneed.ru/ededs-477-2.html (дата обращения: 22.05.2022).
 2.Большой психологический словарь [Текст] / Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: «Олма-Пресс Прайм-ЕВРОЗНАК», 2010 – 928 с. 
3.Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев - Воронеж: «НПО МОДЭК», 2013 – 256 с.
4.Еникеев, Е.И. Общая и юридическая психология [Текст]: Краткий курс лекций / Е.И. Еникеев. – СПб: «Питер», 2008 – 320 с.
5.Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец – М.: «Педагогика», 2016 – 299 с.
6.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2014. – 384 с.
7.Каган, М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений [Текст] / М. С. Каган – М.: «Политиздат», 2015 – 319 с.
8.  Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2007.-490с.
9. Леонтьев, А. Н. Развитие личности дошкольника / А. Н. Леонтьев. — Текст : электронный // HELPIKS.ORG : [сайт]. — URL: https://helpiks.org/9-53017.html (дата обращения: 22.05.2022).
10.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина – СПб.: «Питер», 2009 – 320 с.
11. Маркова, Т. А. Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Маркова. — Текст : электронный // maam.ru  : [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-mezhlichnostnyh-otnoshenii-u-detei-starshego-doshkolnogo vozrasta.html (дата обращения: 22.05.2022).

12. Осорина М.В. Секретный мир детей / М.В. Осорина. М.: Инфра-М, 2012. 171 с. 
13. Петренко М.В. Психология и педагогика. Изд.: Быстров, 2009.
14. Психология общения [Электронный ресурс] // Studme.org. URL: https://studme.org/1056041225108/psihologiya/psiholog...
15. Психология школьника (хрестоматия) [Текст] / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
16. Репина, Т. А. Развитие личности дошкольника / Т. А. Репина. — Текст : электронный // helpiks.org : [сайт]. — URL: https://helpiks.org/9-53017.html (дата обращения: 22.05.2022).
17. Соковнин, В.М. О природе человеческого общения: опыт философского анализа [Текст] / В.М. Соковнин – М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 145 с.
18. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 856с.
19. Смирнова Е.О., Собкин В.С, Асадулина О.Э. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольника // Вопросы психологии. — 1999.
20. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011 – 672 с.
21. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский – М.: Издательство академии педагогических наук, 2009 – 628 с.
22. Функции, виды и уровни общения [Электронный ресурс] // Studme.org.URL:https://studme.org/1061120725109/psihologiya/funktsii..ovni_obscheniya(дата обращения: 15.05.2022)
23. Эмпирические исследования межличностных отношений у подростков [Текст]:статья/Режимдоступа: URL: https://studwood.net/1908668/psihologiya/ empiricheskie_issledovaniya_mezhlichnostnyh_otnosheniy_podrostkov (дата обращения: 15.05.2022).

24. Эффективность коммуникаций [Электронный ресурс] //Studme.org.URL:https://studme.org/50403/menedzhment/effektivnost_kom...(дата обращения: 18.05.2022)

Межличностные отношения представляют собой субъективно пережива-емые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [18, c. 378]. Они появляются внутри любого типа общественных отношений и охватывают существенную область явлений, которые можно охарактеризовать с учетом трех компонентов взаимодействия:
- восприятие и понимание людьми друг друга;
- межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
- взаимовлияние и поведение [15].
Ключевой специфический признак межличностных отношений – чув-ственная база, в этом случае они появляются и формируются на основе кон-кретных эмоций, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Основные феномены межличностных отношений:
1. Симпатия - избирательная привлекательность. Вызывает когнитивный, эмо-циональный, поведенческий отклик, эмоциональную привлекательность;
2. Аттракция - привлечение, притяжение одного человека к другому, процесс предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии;
3. Антипатия - чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоцио-нальное отношение неприятия кого-либо или чего-либо.
4. Эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой). Эмпатия имеет несколько уровней. Первый включает в себя когнитивную эмпатию. проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной;
5. Совместимость (оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их совместной деятельности) - несовместимость;
6. Сработанность (удовлетворение от общения; согласованность действий) [13, c. 45-46].