Система развития самооценки детей 3-5 лет в процессе овладения игровой деятельностью

Скачать дипломную работу, в которой исследуется система развития самооценки детей 3-5 лет в процессе овладения игровой деятельностью
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.11.2023
Объем файла
212 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.  Самооценка дошкольника имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. Проблема становления самооценки личности является одной из актуальных тем в современной науке, так как самооценка дошкольника имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. Изучение вопроса взаимосвязи игры и самооценки у детей старшего дошкольного возраста опредило выбор темы исследования. Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности осуществляется согласно Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения (приказ МОН РК от 31 октября 2018 года №604. Содержание дошкольного воспитания и обучения основывается на образовательных областях «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум», ориентированных на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и интеграции содержания образовательных областей. 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9

1.1 Психические особенности развития детей 3-5 лет 9

1.2 Формирование самооценки детей дошкольного возраста 16

1.3 Игра как средство развития самооценки детей 3-5 лет 24

2 ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ  В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30

2.1 Диагностика уровня развития самооценки у детей 3-5 лет 30

2.2 Оценка эффективности развития самооценки детей через игру на основе сравнительного анализа результатов проведенного исследования 34

2.3 Условия формирования адекватной самооценки детей 3-5 лет в процессе игровой деятельности 40

Заключение 42

Список использованных источников 44

Приложение А

Приложение В

Приложение С

Список использованных источников

1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

2. Психологические особенности развития образа «я» у детей дошкольного возраста,  №24, 29.04.2020, Педагогические науки, Баязитова М. С.].

3. Меңжанова А.Н. Мектеп жасына дейінгі педагогика Алматы 1992.

4. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.

5. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 3 Психодиагностика 3-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. -573с.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М.: Академия, 2001 - 336 с.

7. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста - М.: Дрофа, 2006 - 176 с.    

8. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа.

9. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 2007.

10. Магрупбекова Б.Ш. Мекткепке дейінгі балаларды дамытуда ойын маңызы // Мектепке дейінгі білім. - 2013. - №5. - Б. 7-8.

11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М., 1975.

12. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учебное пособие для студ. Высш. Педагогических учебных заведений [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Изд-во: «Академия», 2002.

13. Коломинский, Я. Л. Условия развития личности ребенка // Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. / Детская психология: учеб. пособие / Ред. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус [и др.]. – Минск.: Университетское, 1998. – С. 290-294.

14. Фатуллаева А.Т. Самооценка как основа личностного становления младшего школьника // Среднее профессиональное образование (СПО). Школа Педагога. 2009. №6.

15. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: уч. пособие для студ. высш. учеб.заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». – 2006. - 608 с.

16. Зинько, Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Е.В. Зинько. Психологический журнал. - 2006. том 27, №3.

17. Панько, Е.А. Воспитатель детского сада / Е.А. Панько. – Минск: Народная асвета, 2008. – 174 с.

18. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев. – М., 2009. – 119 с

19. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии / Л.И. Божович. – М., 2009. №2. – 56 с.

20. Детская практическая психология. Под редакцией проф. Марцинковской Т. Д. Москва, 2001г.

21. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: "Академия", 2002.-456 с.

22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1972.,-464с.

23. Васина, Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка [Текст]: дошкольные технологии / Е.Н. Васина – М.: Педагогика – 2006. – № 5. – С. 146 – 149.

24. Цветкова, А. Н. Формирование самооценки у детей дошкольного возраста / А. Н. Цветкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013.

25. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2005. 464с. 

26. Магрупбекова Б.Ш. Мекткепке дейінгі балаларды дамытуда ойын маңызы // Мектепке дейінгі білім. - 2013. - №5. - Б. 7-8. 

27. Уманец, Л.И. От самооценки в игре – к познанию себя. / Л.И. Уманец // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. - С. 20 – 21.

28. Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки [Текст] / М. Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С. 29-33.

29. Каменская, В.Г. Психическое и социальное развитие ребенка дошкольного возраста // В.Г. Каменская. 

30. Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск: РБПК «Белинкомаш», 2010. - 145 с.

Ролевая игра влияет и на развитие воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации: участие реальных предметов, которые становятся персонажами игры, воображаемых; проигрывание ролей воображаемых персонажей. Действия в воображаемом пространстве способствуют переводу воссоздающего воображения в творческое воображение. Общение дошкольника со своими сверстниками происходит тоже обычно в процессе игры. Совместная игра заставляет детей учитывать желания и действия других участников. Здесь дошкольники учатся отстаивать свою точку зрения, придумывать и проигрывать совместные идеи, так что игра как вид деятельности оказывает большое влияние на развитие навыков общения. Помимо сюжетно-ролевой игры существуют и разнообразные виды игр, выполняющих дополнительные задачи. Среди них выделяют режиссерские игры, игры-драматизации, игры с правилами (подвижные и настольные). Режиссерская игра близка к сюжетно-ролевой игре, но имеет свои отличительные черты. Действующими лицами в ней выступают не люди, а игрушки, изображающие различных персонажей. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а ребенок выступает как режиссер, который руководит действиями своих «актеров», – отсюда и название игры – режиссерская. Игра-драматизация включает в качестве актеров самих детей, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Игровой сценарий заимствуется из сказок. Эта работа для детей трудная и сопровождается педагогом. Игры с правилами не предполагают распределения определенных ролей. Распространенным типом игры с правилами являются подвижные игры (прятки, салочки, классики, скакалки и прочее). Эти игры носят соревновательный характер: в них есть выигравшие и проигравшие. В такие игры, в основном, играют старшие дошкольники. Дидактические игры имеют обучающую направленность, поэтому используются в детских садах для обучения и воспитания дошкольников. В данный период получает качественное развитие продуктивная деятельность детей [27]. Экспериментальные данные Л.И. Уманец свидетельствуют о том, самооценка, формирующаяся в игровой деятельности, предполагает развитие у ребенка способности оценивать по достоинству партнеров в игре, умело согласовывать с ними свои действия, не нарушая при этом правил, быть доброжелательным, оказывать нужную помощь, считаться с мнением других, не ущемлять их прав [27].