Зависимость самооценки от статусного положения подростков в классном коллективе

Скачать дипломную работу, в которой исследуется зависимость самооценки от статусного положения подростков в классном коллективе
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
07.11.2023
Объем файла
220 Кб
Количество страниц
91
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Самооценка это важное составляющее личности человека, для формирования личности подростка сильно влияет самооценка. Подростковый возраст является очень сложным и эмоциональным периодом. Подростки часто сталкиваются с непониманием родителей, учителей. В XXI веке подростки из-за отсутствия внимания меняют стиль одежды цвет волос, таким образом они стараются  привлечь к себе внимание. Большую часть жизни человек проводит в группе. А то, что мы делаем в группе, имеет большое значение. Исходя из этого, возникает вопрос: почему одни люди легко общаются, хорошо воспринимаются в группе, другие -наоборот. Подростковый период проходит через стадию неуверенности и бессистемности человека и является временем достижения истинного взросления. Значение слова "подросток" - отражает развитие основных тенденций внутреннего мира. В каждой группе подростков есть те, которые популярны и не очень популярны. Активные, общительные, а есть тихие и одинокие. В то время как некоторые удовлетворены своей вспомогательной ролью в классе, другие страдают от этой ситуации, и не знают, как ее изменить. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый возраст кажется бурным и трудным. Неудивительно, что С. Холл назвал этот период периодом «бури и штурма». На этом этапе развитие, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений замечается в формировании личности. И, пожалуй, основная особенность подростка-личностная неустойчивость. Противоположные качества, стремления, тенденции сосуществуют, борются друг с другом, устанавливают противоречивый характер, поведение подрастающего ребенка. Ведущая деятельность подростка интимные-личные отношения в разных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться. Поэтому подростки активизируют интимное индивидуальное и спонтанное групповое общение как в группе, так и вне ее. У подростка появляется интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам своей личности, потребность в самооценке, сравнение себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания появляется из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка появляется потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….1
1. Научно – теоретические основы феномена самооценки и социального статуса…………………………………….……………………………………..5
1.1 Проблема самооценки и «Я – концепции» личности в трудах зарубежных и казахских ученых………………………………………………5
1.2 Особенности межличностных взаимоотношений подростков со сверстниками…………………………………………………………………...31
2. Результат коррекционной работы с подростками с заниженной самооценкой и социальным статусом………………………………...............38
2.1 Диагностика самооценки и социального статуса у подростков….38
2.2 Апробация коррекционно – развивающей программы………..…46
2.3 Результаты повторной диагностики………………………………..50
Заключение………………………………………………………...….....54
Список литературы………………………………………………...…....58
Приложение……………………………………………………………...61

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Агафонов А. Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем. //Автореф. дис. канд. психологич. наук. Казань – 2000.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995.
3. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие – изд-е 3-е стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2001.
4. Захарова А.В. Психология формировани самооценки. - Минск, 1993.
5. Кле М. Психология подростка. - М., 1999.
6. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1997. – 168с.
7. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., Просвещение, 1999.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997
10. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1994.
11. Реан А.А., Бордовская Н.В. и др. Психология и педагогика. - СПб, 2002
12. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.
13. Давыдов В. В., Драгунова   Т.  В., Ительсон Л.  Б., Петровский А.  В. Возрастная и педагогическая психология:  учебник  для   студентов  пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.
14. Немов Р.  С.  Психология.  Учебник для студентов высш.  пед.  учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии-  2-е изд.  -  М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.
15. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - 64с.
16. Авдулова, Татьяна Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков / Татьяна Авдулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 132 c.
17. Фельдштейн   Д.И.   Психологические   аспекты   изучения   современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. – 32с.
18. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю.  Психологический справочник учителя - М.: Просвещение, 1991- 161с.
20. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - 64с.
21. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
22. Андреева, Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.
23. Асмолов, А.Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2002. – 416с.
24. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251 с.
25. Бережковская, Е. Чем и как увлекаются подростки// Школьный психолог. – 2005. – № 1.
26. Бодалев, А.А. Психология общения. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 320с.
27. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект// Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 116-126.
28. Бортникова, Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (Младший школьный и подростковый возраст): Дис. … канд. Психол. Наук: Сургут, 2000. – 175 с.
29. Буртный, В.Н. Самооценка и ее влияние на социальный статус личности. Сургутский государственный педагогический институт. Сургут, 1999.
30. Капрара, Дж.В., Сервон, Д. Психология личности. – СПб.: Питер, 2004. – 640с
31. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера. 2001. – 464с.
32. Либерман, А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков// Вопросы психологии. – 2005. – № 3. – С.117-124.
33. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 300с.
34. Мухина, В., Проценко, Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях// Развитие личности. – 2001. – № 2. – С.
35. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416с.
36. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 448с.
37. Павлова, М.К. Взаимосвязи между отдельными сторонами психологического развития в подростковом возрасте// Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 46-54.
38. Погудина, И. Е. Становление самооценки в подростковом возрасте, как объект психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск.
39.Подольский, А. Подросток в современном обществе: заметки психолога. – М.: Каро, 2007. – 246 с. 
40. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО Издательство Питер, 1999. – 425с.
41. Родионов, В.А., Ступиницкая, М.А., Кардашина, О.В. Я и другие. – Ярославль, 2001. – 325 с.
42.  Руденский, Е.В. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 224 с.
43.Сачкова, М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах//  Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 58-63. 
44. Собкин, В.С., Маркина, О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка// Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 44-54.
45. Степанов, П. Подростки// Народное образование. – 2006. – № 8. – 212-220.
46. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 544с.
47. Толстых, Н.Н. Формирование личности, как становление субъекта развития// Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 134-141.
48. Фоппель, К. На пороге взрослой жизни: психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 1: Ценности, цели и инте<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" f
49. Реан А.А., Бордовская Н.В. и др. Психология и педагогика. - СПб, 2002
50. «Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений» под ред. И.В. Дубровиной  - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 341с.
51. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
52. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.:  Просвещение,1993. – 256с.
            53. Personality and individual differences WOS (Web Of Science) Scopus Социальная психология и психология личности Impact Factor 2.378 ISSN: 0191- 8869. 
            54. Journal of humanistic psychology WOS (Web Of Science) Scopus Психология Impact Factor 0.521 eISSN: 1552- 650X ISSN: 0022- 1678.
            55. Journal of personality WOS (Web Of Science) Scopus Социальная психология и психология личности Impact Factor 3.777 eISSN: 1467- 6494
            56. Review of general psychology WOS (Web Of Science) Scopus Психология Impact Factor 2.8 eISSN: 1939-1552 ISSN: 1089- 2680.
            57. Journal of psychology and theology WOS (Web Of Science) Scopus Психология Impact Factor 0.583 ISSN: 0091- 6471.

Если у ребёнка низкий статус в группе, то предметом коррекции становится непопулярность ребёнка в группе сверстников, а основными направлениями психокоррекционной работы – переориентация недоброжелательных отношений к нему детей и выработка системы положительных оценок. Корректирующие воздействия должны быть строго дифференцированы относительно каждой причины непопулярности. Для того, чтобы повысить социометрический статус ученика, целесобразно предоставить ему преимущество для проявления и реализации своих способностей. В настоящее время школа нацелена, прежде всего, на интеллектуальные и социальные способности. Наиболее успешные в учебной деятельности и общественной работе учащиеся без усилия приобретают уверенность в своих силах, привлекающую к ним внимание, интерес и симпатии одноклассников. Что касается экспрессивных, инструментальных и физических способностей, то они явно недооценены в современной системе образования. Учащимся, обладающим данными способностями, довольно трудно реализовать себя. Поэтому при попытке изменения статуса ученика необходимо подготовить различные виды деятельности, чтобы молодые люди имели возможность реализовать и раскрыть свои способности перед сверстниками. Можно использовать прием, который называется «отсвет от звезды». Суть его заключается в том, что высокостатусному члену группы поручается какая та работа совместно с низкостатусным. В данном случае необходимо продумать мотивировку сотрудничества, чтобы оно воспринималось ребятами, как необходимое для решения соответствующей задачи. При успешном взаимодействии популярность высокостатусного члена группы отчасти селективно передается низкостатусному и отношение окружающих становится более доброжелательным. Своевременное оповещение учащихся об успехах их одноклассника в каких-либо других группах также позволяет увеличить его статус. Поэтому учителю необходимо знать о внешкольной деятельности учащихся и использовать данную информацию для улучшения межличностных отношений в классе. Если, несмотря на педагогические усилия, статус ребенка остается низким, необходимо провести системный психологический анализ причин отверженности или изолированности. Следует понять, в чем причина, и попытаться работать с ней. Профессионализм, внимание и деликатность учителя при известной заинтересованности в решении проблемы, обеспечат эффективность применения того или иного метода.