Обогащение лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать дипломную работу, в которой исследуется обогащение лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.11.2023
Объем файла
154 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2080 руб.
2600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Общественно-политические и социально-экономические условия, реализующиеся в современном Казахстане, способствуют устойчивому развитию системы обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребенка в дошкольном возрасте. Основные приоритеты развития отечественного дошкольного воспитания и обучения определены в Законе Республики Казахстан «Об образовании», Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы, Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан [1]. В своем Послании народу Казахстана Первый президент страны «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» связывается благополучие Казахстана с модернизацией образования, с «улучшением качества всех звеньев национального образования». Особый акцент делается на развитии школьного образования, и на усилении внимания к лицам с особыми образовательными потребностями [2]. Целенаправленное систематическое школьное образование на начальной ступени коррекционного процесса, имеет важное значение для развития психики ребенка и последующего обучения в массовой школе. Полноценное усвоение детьми школьной программы во многом обусловлено уровнем их интеллектуального развития. Не случайно пристальное внимание психологов, педагогов, дефектологов направлено на углубленное изучение детей, имеющих задержку психического развития. Накоплен определённый опыт работы по организации коррекционно-развивающей помощи школьникам с ЗПР в условиях специального коррекционного учреждения (У.В. Ульенкова, Н.Ю. Борякова) [3]. Хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 8
1 Теоретическое обоснование проблемы лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 11
1.1 Обогащение лексического запаса у дошкольников в онтогенезе 11
1.2 Специфика формирования лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 21
2 Практическое исследование обогащения лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.1 Содержание коррекционной работы по обогащению лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 28
2.2 Проверка эффективности разработанного комплекса заданий, направленного на обогащение лексического запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 35
2.3 Комплекс заданий по обогащению лексического запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня, его апробация 41
Заключение 50
Список литературы 53

Список использованной литературы:
1 https://www.zakon/kz
2 Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2003. C.4
3 Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Ж. Дефектология. - 2003. - № 2. C.41
4 Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – СПб.: КнигоМир, 2011. – 320 с. 
5 Правдина О.В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 2017.
6 Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с. 
7 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991. – 44 с.
8 Аркина Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркина. М.: Просвещение, 2017.
9 Бородич А.М. Методика развития речи детей. М. 2019г.
10 Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. М.: Прогресс, 2018.
11 Логинова В.И. Формирование словаря/Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 2018.
12 Захарова А.В.Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 2019
13 Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 2018
14 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2018
15 Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пос. для учителя-логопеда.-М.:ВЛАДОС,2019.
16 Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 2018
17 Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общих недоразвитием речи. - М. 2020.
18 Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева. М., 2018
19 Тихеева Е. И. «Развитие речи дошкольника», Ленинград - Москва, 2017
20 Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. учителю о детях с недостатками речи. – М., 2016.
21 Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи - СПб.: Изд-во «Детство – Пресс», 2016.

Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети. Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребёнка. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок. Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему. Упражнения должны быть кратковременными. На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры. В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Вызывается один ребенок или несколько детей по очереди. К оценке ответа постепенно начинают привлекать всю группу детей. Именно такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе с детьми. Однако коррекция речевой деятельности, особенно словаря должна осуществляться в теснейшей связи с коррекцией познавательной деятельности. Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр.