Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с артикуляционно-фонематической дислалией

Скачать курсовую работу, в которой исследуется коррекция нарушений звукопроизношения у детей с артикуляционно-фонематической дислалией
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.11.2023
Объем файла
120 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Речевое общение занимает центральное место в жизни каждого человека. Речь является фактором психического развития, условием саморегуляции, средством приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, а также условием развития мышления. В младшем школьном возрасте завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения. По мнению психологов, язык для ребёнка становится действительно родным. Так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного произношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей. Для обеспечения нормального речевого общения, необходимо правильное звукопроизношение. Понятия «произносительная сторона речи» или «произношение» охватывают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, воспроизведения и сочетания звуков, фразовой интонации и словесного ударения с соблюдением всех норм орфоэпии, голосообразования.
Правильное звукопроизношение – это не только чистое проговаривание ребёнком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах. Речь ребёнка, в период формирования, в фонетическом отношении страдает недостатками. Нарушения проявляются в дефекте воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими; смешении звуков и, реже, их пропусках.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6

1.1 Онтогенез звукопроизношения у детей в норме 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с артикуляционно-фонематической дислалией 13

1.3 Нарушение звукопроизношения у младших школьников с артикуляционно-фонематической дислалией 17

Глава 2. МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21

2.1. Принципы и организация логопедического обследования детей младшего школьного возраста 21

2.2. Методика обследования артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей младшего школьного возраста 27

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  С АРТИКУЛЯЦИОННО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСЛАЛИЕЙ 33

3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у младших школьников с артикуляционно-фонематической дислалией 33

3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей с артикуляционно-фонематической дислалией 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Алмазова А.А., Шибанова А.А. Проблемы развития устных видов речевой деятельности у школьников с нарушениями речи // Проблемы современного образования. 2017 № 2 С. 123-131.

2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ : Астрель, 2007. – 231 с.

3. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахунина, Т. А. Фотекова. – 3-е изд., испр. и доп. : - М. : Издательство Юрайт, 2019. – 157 с. – (Серия : Образовательный процесс).

4. Бельтюков В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики / В. И. Бельтюков // Дефектология. – 1977. – №3. С.10-37.

5. Волосовец Т. В., Горина и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр “Академия”, 2000 - 200 с.

6. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : Учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова.  - СЕЮ , : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 – 144 с.

7. Волкова Г. Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи / Г. Л. Волкова. – СПб. : Книгоиздательство «Сайма», 1993. – 61 с.

8. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова ; под ред. С. Н. Шаховской ;  М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

9. Гвоздёв А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздёв. – М. : Учпедгиз, 1961. – 471 с.

10. Городилова В. И. Исправление недостатков произношения школьников. Пособие для учителей - логопедов / В. И. Городилова, Е. Ф. Рау – М. : 1952. – 200 с.

11. Гришпун Б. М. Дислалия. - М. ; 1989 - 203 с.

12. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

13. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. -- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. 

14. Жинкин Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – М. : Издательство академии педагогических наук, 1958. – 558 с.

15. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с. 

16. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: Эксмо: ОЛИСС, 2015 – 192 с.

17. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. –  М. : Просвещение, 1968. – 365 с.

18. Лубовский, В. И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения / В. И. Лубовский // Специальная психология. – 2008. – №4. – С. 67-82.

19. Ляпидевский, С. С. Расстройства речи у детей и подростков / С. С. Ляпидевский. –  М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

20. Мартынова, Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислаликов и дизартриков / Р. И. Мартынова // В сб. Очерки по патологии речи и голоса. – М. : Просвещение, 1967. – 152 с.

21. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

22. Развитие речевой функции в онтогенезе / – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_rechevoj_funkczii_v_ontogeneze/ (дата обращения 14.11.2021).

23. Рау, Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. Основы теории и практики логопедии / Ф. Ф. Рау. – М. : 1968. – 392 с.

24. Селиверстов, В. И. Практикум по детской логопедии учебное пособие для пед. ин-тов / В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Т. Н. Воронцова, Ю. Г. Гаубих ; под ред. В. И. Селиверстова. - 2-е изд. – М. : Владос, 1997. - 272 с.

25. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. Наглядно-методическое пособие— СПб. — М.: Издательство: Детство-Пресс, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. — 70 с.

26. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб.: Издательство: Детство-Пресс, 2013 г. — 50 с.

27. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. — 248 с

28. Усанова, О. Н. Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей / О. Н. Усанова // rudocs.exdat.com. – 2011. – URL: https://rudocs.exdat.com/docs/index-86142.html?page=11 (дата обращения 26.02.2021).

29. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» — М.: Просвещение, 1989. — 223 с

30. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии: учебное пособие для учащихся педагогических училищ / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.

31. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

32. Хватцев, М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи : пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. — СПб. : КАРО ; Дельта+, 2004. — 272 с.

33. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

34. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. 2-е изд., испр. М.: АРКТИ, 2015 – 240 с.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение. Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только ещё ставятся и вводятся в самостоятельную речь). Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как не вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. В процессе логопедических занятий ребёнок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать своё произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.