Работа над падежными формами имён существительных в начальных классах (семантико-синтаксический аспект)»
ВВЕДЕНИЕ
Определение языка как организованной системы проявляется на различных его уровнях, позволяет рассматривать ту или иную грамматическую категорию (падеж) в связях и отношениях с единицами других уровней.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы объясняется тем, что их категориальная семантика основана на лексической семантике. «Именно в речи, реализованной в предложениях, - отмечает
Э. Бенвенист, - образуется и оформляется язык, на семантико-синтаксическом уровне выявляются категориально значимые отношения имени существительного с глаголом и, другими словами, кристаллизуется характер связей, в которые включаются падежи» [2].
Основу изучения падежной категории и реализующих её морфологических форм заложили работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых - А.Х. Востокова, А. А. Потебни, A.M. Пешковского, А.А. Шахматова, А.В. де Гроота, Э. Бенвениста, Е. Куриловича и других, идеи которых плодотворно развиваются и сегодня. Научный интерес к проблеме падежей обусловил наличие обширной литературы и разных подходов к этой проблеме. Однако, несмотря на усилия представителей разных школ и направлений в языкознании разобраться в сущности категории падежа и падежных значений, исследуемая проблема до сих пор не нашла достаточного освещения.
В работе даётся теоретическое обоснование падежной подсистемы как важной части реляционной системы языка, которая участвует в построении схем предложения и выражении его семантики; рассмотрены взаимосвязи грамматических категорий, организующих словосочетания в структуре предложения; установлены первичные и вторичные субъектно-объектные функции падежей; определена детерминативная связь по отношению к морфологической валентности ключевого слова в словосочетании; уточнена аргументация некоторых спорных теоретических положений; описаны предложно-падежные формы имени существительного.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………….…………………..…………………………….………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАДЕЖЕЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ………….…………………………………………………..7
1.1. Понятие «падеж» в русском языке: история и современность………...….…..7
1.2. Содержательно-функциональный аспект категории падежа имени существительного………………………………………….…………….....………..10
1.3. Падежная форма как синтаксическое средство связи слов ……………..…...15
1.4. Распознавание падежных форм…………………....…………………..……....18
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПАДЕЖЕЙ….…………..….24
2.1. Действующая методика, её характеристика……..............................................24
2.2. Изучение особенностей падежных форм……………………………………...27
2.3. Правописание падежных окончаний имён существительных………….....…34
2.4. Методические рекомендации по изучению падежей имён существительных (семантико-синтаксический аспект) ………………………………………….……38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..……………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….………….…….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева [и др.]/ под. ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2002. - 416 с.
2. Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М.: Либроком, 2010. -294 с.
3. Бондарко А.В. Формообразование, словоизменение и классификация морфологических категорий (на материале русского языка) // Вопросы языкознания, 1974. - 3-14 с.
4. Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. – М.: Стереотип, 2019. - 311 с.
5. Булыгина Т.В. Некоторые вопросы классификации частных падежных значений. - В кн.: Вопросы составления описательных грамматик – М.: 1961.
6. Валгина Н.С., Розенталь Д.Е., Фомина М.И. Современный русский язык. – М.: Логос, 2002. - 601 с.
7. Виноградов В. В. Русский язык. – М.: Высшая школа, 1986.
8. Войлова К.А. История русского литературного языка: учебник для среднего профессионального образования / К.А. Войлова, В.В. Леденёва. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. - 432 с.
9. Волков А.В., Мисаренко Г.Г., Соболева Е.И. Справочник по русскому языку: пособие для учащихся начальных классов / Е.И. Волкова – М.: МТО Инфо, 2021. - 96 с.
10. Володин А.П. Падеж: форма и значение или значение и форма? // Склонение в палеоазиатских и самодийских языках. – Л.: Наука, 1974. - 261-291 с.
11. Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 7-е изд. – М.: Академия, 2018. - 348 с.
12. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка / Проф. А.Н. Гвоздев; Акад. пед. наук РСФСР. - Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1952. - 408 с.
13. Глазков А.В. Современный русский язык: учеб. Пособие для СПО / А.В. Глазков, Е.А. Глазкова, Т.В. Лапутская, Н.Ю. Муравьева / под ред. Муравьева Н.Ю. – М.: Юрайт, 2019. - 230 с.
14. Зизаний Л.И. Грамматика славянского языка / 1596.
15. Иванов С.В. УМК Начальная школа XXI века. – М.: Вентана-Граф, 2019.
16. Иванченко И.В., Мачулина М.А., Пелипенко Р.И., Суховеева Н.Д. Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов. М.: «РИА-КМВ», 2018. - 116 с.
17. Истомина Н.Б. Методика обучения русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов сред. и высш. педагогических учебных заведений / Н.Б. Истомина. – М.: Академия, 2000. - 288 с.
18. Карпов А.К. Морфология современного русского языка: учебное пособие для студентов сред. и высш. педагогических учебных заведений. 3-е изд. / А. К. Карпов. – Н.: Нижневарт. пед. ин-та, 2019. - 203 с.
19. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1979. - 377 с.
20. Козел Н.Я. О способах выражения субъекта в предложении: именительный и косвенный падежи. // Научно-методический журнал Русский язык в школе. – М.: ООО «Наш язык», 2018. №8. - 58-64.
21. Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2019. - 126 с.
22. Кочергина В.А. Введение в языковедение. Основы фонетики-фонологии. Грамматика. – М.: Либроком, 2018. - 205 с.
23. Лаврентьев А.М. Категория падежа и лингвистическая типология: на материале русского языка. – Н.: Новосиб. гос. ун-т, 2001. - 216 с.
24. Латышина Д. И. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / Д. И. Латышина. — М.: Юрайт, 2019. - 314 с.
25. Лингвистический энциклопедический словарь. / Под. ред. В. Н Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
26. Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков В.П. [и др.] «Современный русский литературный язык». – М.: Высшая школа, 2009. - 233 с.
27. Лутин С.А. Шкала потенциальной активности русских падежей. // Вестник РУДН. Сер. Русский язык нефилологам. Теория и практика. – М.: РУДН, 2013. № 1(4). - 19-32 с.
28. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2018. - 348 с.
29. Макаров Е.В. Из истории родного языка. Звательный падеж и обращение// Научно-методический журнал Русский язык в школе. – М.: ООО «Наш язык», 2006. №1. - 34-37 с.
30. Милославский И.Г. Морфологические категории русского языка / – М.: Либроком, 2020. — 256 с.
31. Молдован А.М. Энциклопедия «Русский язык». – М.: АСТ- Пресс, 2020.
32. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 2001. – 191 с.
33. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
34. Пантелеев А.Ф. Шейко Е.В. Современный русский язык. Морфология. Учебное пособие. – М.: РИОР, 2021. - 352 с.
35. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. 8 изд., доп. – М.: Стереотип, 2022. - 579 с.
36. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. –М.: Педагогическое общество России, 2009. - 608 с.
37. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 400 с.
38. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика нач. обучения». –М.: Просвещение, 1979. - 348 с.
39. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. – М.: «Аспект Пресс», 2006. - 480 с.
40. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике / Д.Э. Розенталь. – М.: «Айрис –Пресс», 2016. - 368 с.
41. Сластёнин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2013. - 576 с.
42. Сергеева М.Ф. Как определить падеж? // Научно-методический журнал Русский язык в школе. – М., 1995. №5. - 58-64 с.
43. Смотрицкий М. Грамматика/ 1648.
44. Современный русский литературный язык в 2 ч. // Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В.Г. Костомаров [и др.] / под редакцией В.Г. Костомарова, В.И. Максимова. – М.: Юрайт, 2019. — 316 с.
45. Степанов Ю.С. Проблема классификации падежей // Вопросы языкознания. – М., 1968. - 160 с.
46. Щуркова Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щуркова. – С.: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2018. - 114 с.
47. Якобсон Р.О. К общему учению о падеже. / В кн.: Якобсон Р.О. Избранные работы. – М., 1985. - 460 с.
48. Якубовская Э. В. Русский язык, 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, М.: Просвещение, 2020.
Итоговой целью изучения теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически и стилистически точного выражения в устной и письменной форме. Все указанные умения формируются у учащихся в процессе выполнения ими практических работ, среди которых видное место занимают письменные упражнения. Пользуясь данными педагогического энциклопедического словаря, приведём определение упражнения как планомерно организованного повторно выполняемого действия (умственного или практического) с целью усвоения [33]. Упражнение является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса обучения - уяснение содержания действий, его закрепления, обобщения и автоматизации, либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествуют упражнениям и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. Упражнение в этом случае обеспечивает завершение закрепления, обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в умение или навык. [32, с. 287]. Важно заботиться о совершенствовании не только грамматических (определения и образования форм числа существительных), но и речевых, общеучебных умений: определения лексического значения слов, работы со словарём, соединения имён существительных с другими словами и т. п. По определению М.Р. Львова упражнение — это вид учебной деятельности учащихся, ставящих его перед необходимостью многократно и вариативно применять полученные знания в различных связях и условиях [28]. Выполнение упражнения постоянно ставит учащихся в условия поиска, решение проблем, задачи - иногда высокой сложности. На уроках русского языка выполнение различных упражнений занимает 80% времени, следовательно, очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся.