Процесс сенсорного развития на индивидуальных занятиях у детей с РАС дошкольного возраста
Введение
Расстройство аутистического спектра (РАС), как особый вид дизонтогенеза все чаще рассматривается как психолого–педагогическая проблема. Существует многообразие подходов к понятию «расстройство аутистического спектра» в различных источниках литературы. В то же время, изучение современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико–методологического анализа и обоснования возникновения раннего детского аутизма, но недостаточно четко прослеживаются особенности самосознания и становления личности у детей с расстройством аутистического спектра, а так же особенности их социализации. Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций. Это касается и детей с типичным развитием, и детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Для того чтобы приступить к обучению, прежде всего следует выбрать конкретную цель и определить метод, с помощью которого эта цель будет достигнута. Это привычно и понятно в тех случаях, когда детей обучают академическим навыкам: письму, чтению, счету и прочее. Сложнее сформулировать задачу при обучении навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, тем более, если предстоит учить ребенка с РАС. Аутизм – это расстройство развития, проявляющееся качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Расстройства аутистического спектра проявляются в детском возрасте и в разной степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека [24]. Нарушения социального взаимодействия проявляются в неспособности адекватно использовать зрительный контакт, мимическое выражение, жестикуляцию. При аутизме нарушена реакция на других людей, отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальной ситуацией. Дети не способны устанавливать взаимосвязь со сверстниками, у них не возникает общих интересов с другими людьми.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Сенсорное развитие детей с расстройствами аутистического спектра………………………………………………………………………….. 6
1.1 Клинико-психологическая характеристика детей дошкольного возраста с РАС……………………………………………………………………………… 6
1.2 Изучение сенсорного развития детей с РАС в современных исследованиях………………………………………………………………….. 16
1.3 Применения метода сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС…………………………………………………………………................... 18
2. Изучение процесса сенсорного развития детей с расстройствами аутистического спектра………………………………………………………. 28
2.1 Констатирующий эксперимент ………………………………………….. 28
2.2 Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с РАС ………………………………………………………………... 32
2.3 Анализ полученных результатов…………………………………………. 37
Заключение…………………………………………………………………….. 42
Список использованных источников………………………………………… 44
Приложение
Список использованных источников
1. Ames C. (2018). What is the history of autism spectrum disorder? Harkla;
2. Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5. – 5th ed.
3. Duffy B. (2018). Autism and vaccines: more than half of people in Britain, France, Italy still think there may be a link. The Conversation;
4. Mandal A. (2018). Autism history. News-Medical.Net;
5. The history of autism. (2014). Parents;
6. Айрес Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / [пер. с англ. Юлии Даре]. М., 2009. 272 с.
7. Акименко А.К., Бурмистрова Е.Д., Георгица Е.А., Гринина Е.С., А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова. Основы специальной психологии / [под ред. Л.В. Шиповой]. Саратов : ИЦ «Наука»,2013. 335 с.
8. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме /. М., 2005. 167 с.
9. Битова А.Л., Борисовская О.Б. Педагогика, которая лечит 2013. 203 с.
10. Большакова Г.Е. Коррекция сенсорного развития учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития М., 2010. 320 с.
11. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Минск, 2003. 245 с.
12. Величковский Б.М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия / М., 1973. 412 с.
13. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / СПб., 1998. 124 с.
14. Гринина Е.С. Методы психологической коррекции / Саратов, 2015.130 с.
15. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми; [пер. с англ. В. Дектяревой; науч.ред. С.Анисимова]. / Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2004. 272 с.
16. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 371 с.
17. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М., 2008. 238 с.
18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения / М.: Просвещение, 1991.190 с.
19. Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом / Дефектология. 2003. 67 с.
20. Комплексный подход к работе с детьми с ранним детским аутизмом и вопросы подготовки специалистов: сборник научных трудов [под ред. О.В. Кухарчук, О.И. Сусловой, Л.В. Шиповой]. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. 155 с.
21. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / Минск: НИО. 2003. 232 с.
22. Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления / М. Просвещение, 1991. 96 с.
23. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / М.: Просвещение, 1989. 95 с.
24. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие / М.: Просвещение, 1975. 192 с.
25. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. / М., 2004. 253 с.
26. Международная классификация болезней (10 пересмотр). классификация психических и поведенческих расстройств. клинические описания и указания по диагностике. – спб.: воз, 1994.
27. Мери Линч Барбера. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход / Екатеринбург: Изд-во «Рама Паблишинг», 2014. 250 с.
28. Миненкова И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития / Минск, 2007.180 с.
29. Миненкова И.Н. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / Минск, 2007. 175с
30. Мир до и после изобретения вакцин;
31. Морозов С.А., Морозова Т.И. воспитание и обучение детей с аутизмом. Дошкольный возраст. – М., 2017.
32. Морозов С.А., Морозова Т.И., Белявский б.в. к вопросу об умственной отсталости при расстройствах аутистического спектра //аутизм и нарушения развития. - 2016. - №1. - с.9-18.
33. Никифорова Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками // Дефектология. №3.1997. 62 с.
34. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи / 2009. 342 с.
35. Новости аутизма. почему аутизм связан с сенсорными перегрузками. интернет ресурсы: https://outfund.ru/autizm-svyazan-s-sensornymiperegruzkami/
36. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей / М., 2013 .251с
37. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Под. ред. С.В. Алехинаод, Н.Я.Семаго. М., 2012. 80 с.
38. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционноразвивающего обучения и реабилитации / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан, И.Н. Миненкова, Э. Крамер. Минск, 2007. 143 с.
39. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему Ольга Богдашина /пер. Т.М. Сафронова и др./сибирский вестник специального образования. - № 2(6). - 2012 www.sibsedu.kspu.ru
40. Питерс т. от теоретического понимания к педагогическому воздействию/пер. с англ. – спб, 1999.
41. Роберт Шрам. Детский аутизм и АВА / Р. Шрам. Екатеринбург: Изд-во «Рама Паблишинг», 2013. 215 c.
42. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / М.: Просвещение, 1989. 720 с.
43. Сатмари П. Дети с аутизмом / СПб.: Питер, 2005. 224 с.
44. Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / М.: Генезис, 2011. 345 c.
45. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг [пер. с нем. К.А. Шарр].М.: Теревинф, 2014.240 с.
46. Сериков А.Е. Подражание и стереотипное поведение аутистов. // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2011. Вып. 1.58c.
47. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: теория и практика / М., 2003. 320с.
48. Шемякина О.В. Применение комплексного подхода в работе с детьми раннего возраста с задержкой речи // Материалы II Научно-практической конференции: «Речь в общении: психологические, психолингвистические, дефектологические и психотерапевтические аспекты». 2011. 138 c.
49. Шипицына Л.М., Петрова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом / СПб., 1997. 230 с.
Результаты проведенного диагностического задания свидетельствуют, что детей условно разделили на три уровня (средний и низкий). Низкий уровень умения воспринимать на слух не речевые звуки имеют 1 ребенок. Вадим допускали ошибки и исправлял их только с помощью педагога. Средний уровень умения воспринимать на слух не речевые звуки имеет 1 ребенок. Никита при выполнении задания допускал ошибки, но самостоятельно исправлял. уровня выполняли диагностическое задание с помощью взрослого. Диагностическое задание 3. «Повтори не ошибись» Цель: выявление умения у детей 5 лет с РАС воспринимать на слух речевые звуки. Материал (оборудование): карточки со словами. Содержание: ребенку предлагают послушать и повторить за педагогом слоги, послушать и показать предметы близкие по звучанию. Педагог дает инструкцию: «Послушай внимательно, и повтори за мной: ма-на-ма, ма-мана, па-па-ба, и так далее», дает ребенку картинки и говорит: «Покажи предметы, которые назову: дом-Том, мышка-мишка, бочка-почка». Обработка результатов: Низкий уровень – ребенок не справился с заданием, на помощь взрослого не реагирует – 1 балл. Средний уровень – ребенок выполнил задание с ошибками, отвлекался, помощь взрослого принимает – 2 балла.