Формирование и развитие критического мышления у младших школьников
Введение
Актуальность темы исследования. В современном обществе человек, который умеет мыслить критически, довольно быстро может справиться с любой задачей. Поэтому можно сказать, что одной из важнейших задач современного образования является развитие у учащихся критического мышления. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Под внеурочной деятельностью необходимо понимать образовательную деятельность осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Во внеурочной деятельности проходит интенсивная связь педагога с обучающимися детьми, нацеленная на результат конкретных общевоспитательных целей. В организации внеурочной деятельностью обучающиеся всем классом готовятся к проведению мероприятия. Во внеурочной деятельности у младших школьников эффективно формируется критическое мышление. Таким образом, можно выделить следующее противоречие: между требованиями по стандарту образования по специальности «Начальное образование» и уровнем сформированности критического мышления у младших школьников. Исходя, из противоречия мы выделили проблему нашего исследования: какие приемы работы формируют критическое мышление у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности? Проблема исследования и выявленное противоречие обусловили тему исследования: «Формирование и развитие критического мышления у младших школьников». Цель исследования – изучить теоретическое обоснование и подобрать формы работы во внеурочной деятельности по формированию критического мышления детей младшего школьного возраста. Объект исследования: процесс формирования у младших школьников критического мышления. Предмет исследования: формирование критического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Содержание
Введение...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования критического мышления
у младших школьников ………………………………........................................ 6
1.1 Сущность понятия «критическое мышление »...............................................6
1.2 Технология и приемы развития критического мышления у младших школьников.............................................................................................................12
1.3 Организация внеурочной деятельности в начальной школе ...................... 16
ГЛАВА 2. Исследовательская работа по формированию критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности.......................32
2.1 Методика исследования ……………….........................................................32
2.2 Рекомендации по развитию критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности...........................................................................….37
2.3Анализ результатов исследования по формированию и развитию критического мышления во внеурочной деятельности младших школьников.54
Заключение .......................................................................................... …………57
Список использованных источников ................................................................ 60
Список использованных источников
1.Трошина, Г. В. Из опыта использования технологии развития критического мышления текст / Г. В. Трошина // Химия в школе. –2017. – № 5. – С. 23–28.
2..Леонова, Н. Н. Развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности / Н. Н. Леонова //Образование в современной школе. – 2016. – № 1/2. – С. 42–45.
3.Иванов, Д. А. Технология «Критическое мышление» в контексте реализации новых ФГОС / Д. А. Иванов. – Москва. : Перспектива, 2018. – 52 с.
4.Широкова, Н. П. Развиваем критическое мышление через чтение и письмо текст / Н. П. Широкова, И. Ю. Кочешкова. – Барнаул :АлтГПУ, 2015. – 121 с.
5.Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В.Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 140 с.
6.Плотникова, Н. Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: монография – Казань: Изд-во Казанского унта, 2015. – 83 с.
7.Кашлева, Е. С. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира // Начальная школа. – 2018. – № 2. – С. 52–55.
8.Бекешева, И. С. О возможности использования синквейна для формирования и развития критического мышления в процессе обучения теме «Многогранники» // Методист. – 2018. – №10. – С. 41–43.
9. Опарина, С. А. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2018. – №12. – С. 37–42.
10. Яковлева, С. В. Особенности применения технологии развития критического мышления в новационной работе педагога//Образование в современной школе. – 2018. – № 11/12. – С. 21–
11. Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников. / Отв.ред.: Ю. В. Зверева, Н. А. Линк. – Пермь : Пермский гос. гуманитарно-пед.ун-т, 2014. – 214 с.
12.Пуйлова, М. А. Развитие критического мышления младших школьников / М.А.Пуйлова, С. Л. Налесная, Н. И. Деменко. –Таганрог: Изд-во С. А. Ступина, 2016. – 94 с.
13.Корнилов, А. В. Урок русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» /А. В. Корнилов//Русский язык в школе. – 2013. – № 1. – С. 33–35.
14.Шебалкова, С.О. О развитии критического мышления учащихся на уроках внеклассного чтения / С. О. Шебалкова //Литература в школе. – 2014. – № 2. – С. 38–41.
15. Афонасьева, Н. Н. Основы организации внеурочной работы младших школьников в области культурно-досуговой деятельности / Н.Н.Афонасьева – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, 2016. – 60 с.
16.Петрищева, Г. С. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо / Г. С. Петрищева // Биология в школе. – 2018. – № 4. – С. 61–66.
17. Смолеусова, Т. В. Развитие критического мышления средствами чтения и письма в математическом образовании. методическая инновация /Т. В. Смолеусова // Начальная школа. – 2015. – № 5. – С. 45–51.
18. Развитие исследовательского, изобретательского и критического мышления обучающихся школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях / Авт.-сост. Г. Б. Корнетов. – Москва: Тинго, 2018. – 23 с.
19. Хачатрян, Э. В. Использование технологии развития критического мышления на уроках МХК / Э. В. Хачатрян // Педагогика. – 2015. –№ 6.–С.55–60.
20. Болгова, А. В. Формирование эстетических ценностных ориентаций младших школьников во внеурочной деятельности /А. В. Болгова // Начальная школа. – 2019. – № 6. – С. 52–54.
21. Гугнина, О. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо в преподавании истории / О. В. Гугнина //Преподавание истории в школе. – 2018. – № 3. – С. 51–55.
22.Абрамович, И. В. Приемы технологии критического мышления на уроках биологии / И. В. Абрамович // Биология в школе. – 2015. – № 3. – С. 21–29.
23.Цукерман, Г. А. Диагностика критического мышления / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2015. – № 3. – С. 15–30.
24.Макарова, Л. Н. Критическое мышление учащихся: способы саморазвития / Л. Н. Макарова, И. А.Ш аршов, А. В. Королева. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2017. – 95 с.
25.Чатфилд, Т. Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение / Т. Чатфилд; пер. с англ.: Н. Колпакова. – М. Альпина паблишер, 2019. – 325 с.
26.Андроник, В. А. Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство организации деятельностного подхода на уроках литературного чтения в 1 классе / В. А. Андроник, Е. Н. Джима. – Оренбург: Изд-во ГБУ РЦРО, 2012. – 55 с.
27.Арбузова, Е. Н. Развитие критического мышления и рефлексии при обучении биологии / Е.Н.Арбузова // Биология в школе. – 2017. – № 3. – С. 23–35.
28.Буданова, О. В. Основы организации внеурочной работы и общения младших школьников / О.В.Буданова. – Москва:Перспектива, 2018. – 136 с.
29.Горленко, О. А. Формирование критического мышления обучающихся образовательных организаций / О. А. Горленко, Ю. А. Малахов, Т. П. Можаева. – Брянск: Изд-во БГТУ, 2017. – 61 с.
30.Гусевская, О.В. Условия духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности: монография / О. В. Гусевская Н. Ю. Брюханова. – Иркутск: Иркутский гос. ун-т, 2017. – 162 с.
31.Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011. – 222 с.
32.Козина, Е. В. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – одно из средств достижения планируемых результатов обучения / Е. В. Козина // Начальная школа. – 2017. – № 11. –С. 38–41.
33.Макарова, Л. Н. Критическое мышление учащихся: способы саморазвития / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов, А. В. Королева. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2017. – 95 с.
34.Нестерова, О. А. Развитие аналитического и критического типов мышления в процессе обучения иностранному языку / О. А. Нестерова, Н. И. Черенкова, А. С. Титова. – Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2015. – 128 с.
35.Организация внеурочной образовательной деятельности младших
школьников / Сост.: Л. В. Гражданкина. – Барнаул: КГБОУ АКИПКРО, 2014. – 71 с.
36.Пономаренко, Т. М. Проектирование образовательной программы внеурочной деятельности для младших школьников / Т. М. Пономаренко. – Москва: Спутник+, 2014. – 46 с.
37.Развитие исследовательского, изобретательского и критического мышления обучающихся школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях / Авт.-сост. Г. Б. Корнетов. – Москва: Тинго, 2018. – 23 с.
К низкому уровню сформированности критического мышления отнесено в экспериментальной группе 8 чел. (33,33%), в контрольной – 9 чел. (37,5%). Эти младшие школьники с затруднениями выборочно понимают и выделяют необходимую информацию в воспринимаемом на слух тексте, слабо выявляют верные и ложные высказывания, у них редко получается определять достоверность и обоснованность выводов.
Таким образом, уровень сформированности критического мышления у младших школьников обеих групп достаточно невысок. Этот факт подтверждает необходимость и в целенаправленной работе по развитию критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности. В неурочная (внеклассная) деятельность – это один из видов деятельности организованный педагогом (или учащимся) самостоятельно, основанный на принципах выбора, самообразования, саморазвития, добровольности и направленный на развитие участников в образовательном, духовно-нравственном, социально-адаптивном уровне.
Отличительными особенностями внеурочных занятий является:
- содержание внеурочных занятий выстраивается на распознании интересов и потребностей учеников абсолютно разных возрастов, есть возможность учитывать потребности и интересы школьников и членов их семей;
- внеурочные занятия, выстраиваются с помощью условий добровольного участия, активности и самодеятельности учеников;
- психологическая обстановка на внеурочных занятиях имеет неформальный характер, способствующий формированию отношений учеников с учителями на основе общих интересов и ценностей.
Предполагается высокий уровень межличностных отношений между учителями и учениками;
- возможен переход школьников из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу);
- в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся – одаренных, имеющих отклонения ив умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;