Интернет в проектной деятельности студентов
Введение
Актуальность. Глубокое реформирование высшего образования, постоянный рост объема информации, увеличение количества изучаемых дисциплин при стабильных сроках обучения в вузах, поставили перед системой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных проблем.
Ключевыми из них являются перевод подготовки студентов на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям, с учетом многоуровневой структуры высшего образования РФ, основанный на использовании Интернета в проектной деятельности студентов.
При этом развитие телекоммуникационных технологий на современном этапе обусловливает необходимость подготовки подрастающего поколения к грамотному и сознательному их использованию. Однако использование ресурсов Интернета в проектной деятельности студентов на данный момент является мало разработанной.
Следовательно, изучение методических аспектов использования Интернета в проектной деятельности студентов на настоящем этапе является актуальным направлением, непосредственно относящимся к содержанию школьного курса информатики и имеющим большое практическое значение.
Актуальность обуславливается тем, что развитие области сетевых услуг привело к возникновению и распространению серверов, которые направлены на предоставлении данных по конкретной тематике. Таким образом сегодня Интернет-технологии позволяют обучающимся расширять свои познания в любой сфере исследования.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности студентов 5
1.1. Сущность понятий «проект», «проектная деятельность». Классификация проектов 5
1.2. Развивающие возможности проектной деятельности в обучении студентов 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности использования Интернета в проектной деятельности студентов 19
2.1. Программа исследования: цель, задачи, объект, предмет, гипотезы и методы исследования 19
2.2. Анализ результатов исследования эффективности использования Интернета в проектной деятельности студентов 20
2.3. Рекомендации по совершенствованию использования Интернета в проектной деятельности студентов 27
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Список используемой литературы
1. Авдеева Е.А., Дроздова И.А. Активность студента и современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы // Высшее образование в России. 2016. №1 (197). С. 155–157.
2. Антонова Д. А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д. А. Антонова, Е. В. Оспенникова, Е. В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2018. – № 14. – С. 5-37.
3. Бабин Е. Н. Цифровизация университета: построение интегрированной информационной среды / Е. Н. Бабин // Университетское образование: практика и анализ. – 2018. – № 22 (6). – С. 44-54.
4. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2017. №11 – С. 45-49.
5. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — 9-е изд., стер. — М.: Академия, 2017. — 128 с.
6. Бобылев А.В. Развитие учебной самоорганизации студентов в условиях цифровизации высшего образования // Казанский педагогический журнал. - 2020. - №4. - С. 80-85.
7. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Парадоксы реформы образования и проблема форм организации учебной деятельности // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2013. № 1 (11). С. 68-75.
8. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2019. - 336 с.
9. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Ю.В. Громыко // Школьные технологии. – 2017.- №2. с. 31-36.
10. Евстратова Л.А., Исаева Н.В., Лешукова О.В. Проектное обучение: Практики внедрения в университетах. - М.: Сколково, 2018. - 154 с.
11. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2021. — С. 121—140.
12. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС : сборник научных трудов по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19–20 февраля 2019 г.) : в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова] ; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ. – 2019. – 328 с.
13. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М., 2017. – 413 с.
14. Колесникова И.А., Горчакова М.П. Педагогическое проектирование. 2-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2017. - 288 с.
15. Ларионова, В. А. Цифровая трансформация университетов: заметки о глобальной конференции по технологиям в образовании Edcrunch Ural / В. А. Ларионова, А. А. Карасик // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – № 3 (3). – С. 130-135.
16. Можаева, Г. В. Цифровая трансформация в вузах – членах ассоциации «Сибирский открытый университет»: современное состояние, проблемы и перспективы / Г. В. Можаева, А. А. Шабалина // EdCrunch Томск : материалы международной конференции по новым образовательным технологиям (Томск, 29–31 мая 2019 г.). – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. – С. 45-54.
17. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева // Иностр. языки в школе. – 2018. – № 1. С. 11-14.
18. Обухов А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / А.С.Обухов // Школьные технологии. – 2018. - №5. С. 24-28.
19. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие для СПО/ Е.Н. Куклина, М.А. Мазниченко, И.А. Мушкина. – 2-е изд. испр. и доп.- М: Издательство Юрайт, 2017.- 181 с.
20. Основные понятия и процессы управления проектами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pmprofy.ru/content/rus/88/884-article.asp
21. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2018. — 112 с.
22. Подымова Л.С., Головятенко Т.А., Хмелькова М.А. Инновационные технологии в системе управления цифровым образованием в условиях высшей школы // Педагогика. - 2021. - №5. - С. 12-16.
23. Сарафанов А.В., Суковатый А.Г., Суковатая И.Е. и др. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании: учебно-метод. пособие. Красноярск: Издательско-полиграфический центр Красноярского государственного политехнического университета, 2006. URL: http://window.edu.ru/resource/923/60923/files/book2. pdf. (дата обращения: 05.04.2022).
24. Третьякова С.В. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
25. Шабанов Г.А., Растягаев Д.В. Цифровизация вуза: реальность и ожидания // Высшее образование сегодня. 2020. № 1. С. 2–7.
26. Цяо Ланьцзюуй. Исследование цифровой трансформации российских региональных вузов в современных условиях / Цяо, Ланьцзюуй. – Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 3. – С. 59-66.
На рисунке 2 показано распределение видов деятельности в процессе проекта категории 1 в соответствии с их проявлением на разных курсах обучения по программе. По мнению студентов первого курса, наиболее затруднительной оказалась исследовательская деятельность 6,5% респондентов. Это связано, прежде всего, с большим количеством информации, которую нужно проанализировать, особенно информации, содержащейся в нормативно-правовых документах, регламентирующих различные виды работ в области управления человеческими ресурсами. Другая часть респондентов отмечает, что в исследовании они не использовали теорию, полученную в ходе лекции по данному модулю, так как самостоятельно делали интернет-исследование. Согласно рисунку, примерно одинаковое количество респондентов положительно определили у себя навыки аналитической деятельности. В общем числе опрошенных по первому курсу показатель невысок (24,6%), и это определяется тем, что большинство студентов неактивны. Они неохотно принимают участие в различных проектах и конкурсах, т.к. не видят смысла в данном виде деятельности и удовлетворены результатами, которые обеспечивает им минимальный балл рейтинга. Выполнение исполнительской деятельности связано с применением информационных технологий как средства, при помощи которого решаются профессиональные задачи, происходит отслеживание промежуточных результатов внедрения организационных мероприятий. Низкий процент по первому курсу (10,5%) связан с недостаточным навыком владения информационными технологиями. Высокий процент по первому курсу связан с коммуникативной деятельностью (84%). Студенты отмечают, что во время обсуждения проектов им не приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями, все разногласия разрешались открыто, доминирования и эскалации участников группового взаимодействия не было. Но, как выявил дополнительный опрос, не все студенты отмечают эффективность работы членов группы.