Игра как средство физического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время наблюдается снижение числа занимающихся детей в дополнительном образовании по физкультурно-спортивным направлениям. Современное поколение отдает свой интерес робототехнике, информационным и компьютерным технологиям. В образовательных учреждениях идет перегруз детей разнообразной информацией, большим количеством тестов, экзаменов и т.п., у ребят на посещение дополнительных занятий времени не хватает. Воспитание подрастающего поколения бодрым, здоровым, жизнерадостным – одна из важных задач современного педагога. Под физическим воспитанием принято понимать целенаправленную и четко организованную, планомерно осуществляемую деятельность в системе физкультурной и спортивной деятельности, в состав которой входят разные формы занятий физической культурой. Благодаря применению физической культуры тело ребенка развивается гармонично в единстве с его чувствами, интеллектом, волей и нравственностью. Физическое воспитание, является той единственной формой социального воздействия на биологическое развитие, которое повышает функциональные и адаптационные возможности организма и оказывает общеоздоровительное влияние. В современной начальной школе нужен учитель, умеющий творчески подходить не только к построению учебного процесса, но и к организации внеурочной деятельности младшего школьника, обозначенной Федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). В педагогической науке проблема физического воспитания в организации внеурочной деятельности младших школьников освещена слабо. Особенно во времена пандемии педагоги столкнулись с проблемой, как организовать внеурочную деятельность, чтобы физическое воспитание учащихся продолжало развиваться.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Понятие и сущность физического воспитания младших школьников 6
2. Особенности физического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 13
3. Возможности игры в физическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности 21
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение А 40
Список использованной литературы
1. Барташникова, И. А. Учись, играя / И. А. Барташникова,
А.А. Барташников. – Харьков, 2017. – 45 с.
2. Бесова, М. А. Познавательные игры от А до Я / М. А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2018. – 272 с.
3. Боровских, А. В. Игра: деятельность или мышление? /
А. В. Боровских // Педагогика. – 2017. – № 7. – С. 50–60.
4. Воспитанник, И. В. Метафорическая деловая игра как пример реализации интерактивного метода обучения / И. В. Воспитанник,
Ю. М. Якимов // Инновации в образовании. – 2017. – № 2. – С. 41–46.
5. Вылкова, Е. С. Соцопрос в рамках нового метода обучения «Вариативное игровое решение трудных учебно-образовательных задач» / Е. С. Вылкова // Alma mater. – 2017. – № 4. – С. 21–30.
6. Волков Л.В. Планирование физического воздействия в физическом воспитании учащихся разного возраста, пола и физического развития // Физическое воспитание учащихся/.- Киев, 2008.- С. 150-186
7. Газман, О. С. В школу – с игрой / О. С. Газман. – Москва: Просвещение, 2021. – 334 с.
8. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д. В. Григорьев. – Москва: Просвещение, 2020. – 223 с.
9. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2018. – 224 с
10. Губанова, Н. Ю. Подвижные игры дидактической направленности и общеобразовательные предметы / Н. Ю. Губанова // Начальная школа плюс до и после. – М.: БАЛАСС, 2020. – №1. – С.12-14
11. Гуревич И. А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. Минск: Высшая школа, 2019. С. 126.
12. Жуков, М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. – М.: Педагогика, 2019. – 238 с.
13. Журавлев, А. Г. Современные автоматизированные обучающие системы с применением игровых форм обучения /
А. Г. Журавлев, А. Н. Шиков // Инновации в образовании. – 2017. – № 4. – С. 111–119.
14. Зайцев, В. С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие / В. С. Зайцев. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2019. – 23 с.
15. Занько, С. Ф. Игра и ученье / С. Ф. Занько. – Москва: Просвещение, 2017. – 226 с.
16. Долгих Г. Н., Михалева Л. П. Роль подвижных игр в физическом воспитании младших школьников // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Тамбов: 2020. С. 42- 43
17. Куприянов, Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции / Б. В. Куприянов // Теоретический и научно – методический журнал «Воспитание школьников». – 2021. – №6. – С. 3–7.
18. Козленко Н. П., Вильчковский Е. С., Цвек С. Ф. Теория и методика физического воспитания. – К., 2018. – 220 с.
19. Козлова Э.М. Укрепление здоровья учащихся посредством подвижных игр // Актуальные вопросы организации Российского образования. М: 2017. С. 104
20. Магич, Е. А. Как создавать образовательный квест / Е. А. Магич, А. А. Скулачёв // Нар. Образование. – 2017. – № 1. – С. 137–143. Подвижные игры.
21. Матюхина Ю.А. 365 лучших подвижных игр. М.: Академия развития, 2018. С.59
22. Марсунов С.Н., Ондар А.Д., Дорджиев А.Э. Подвижные игры в физическом воспитании младших школьников // Новая наука: стратегии и векторы развития. – Уфа: 2017. – Т.1. - №2 – С. 56-57
23. Практический материал: учебное пособие / Е. Кузьмичева, Л. Былеева, И. Коротков, Р. Климкова. – М.: ТВТ Дивизион, 2019. – 288 с.
24. Петровская Т.В. Особенности физического развития и физической подготовленности мальчиков младшего школьного возраста // Вопросы дифференцированного физического воспитания детей и подростков. – Киев: КГИФК, 2017. – С. 28-36 с.
Рахматов А. И. Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов // Образование и воспитание. – 2018. -№5. – С. 33-34.
25. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
26. Туманян, Г. С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие / Г. С. Туманян. – Москва: Академия, 2012. – 336 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2021.
28. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания / Г.Д. Харабуга. – Москва: «Физкультура и спорт», 2018. – 320 с.
29. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта / учебное пособие для студ. Высших учебных Заведений. Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. Москва: Издательский центр «Академия», 2018 – 157 с.
30. Физическое воспитание учащихся 1-Х1 классов с направленным развитием двигательных способностей. 1-1У классы // Физическая культура в школе, 2020, № 1. – С. 43-48.
В возрасте 6-7 лет важно использовать разнообразные средства, способствующие развитию скорости, их основная цель – охватить различные мышечные группы, участвующие в выполнении движений, и совершенствовать регуляторную деятельность центральной нервной системы. Развитию быстроты способствуют упражнения, выполняемые с максимальной динамикой. Поэтому для развития этого качества стоит подбирать те движения, которые дети предварительно усвоили. Тогда основное внимание и усилия ребенка будут концентрироваться не на способе, а на скорости выполнения двигательного действия. При этом развитие скорости достигается за счет выполнения с максимально возможной скоростью движения в целом, а также за счет роста скорости выполнения отдельных его элементов (бросок мяча при метании в подвижную цель, отталкивание и мах ногой во время прыжка в высоту и др.). Решению таких задач способствуют различные игры-эстафеты, во время которых ребенок должен быстро реагировать на действия своих партнеров, выполнять определенные движения в соответствии с созданной ситуации (скорость реакции) и др. На развитие скорости эффективно влияют упражнения, стимулирующие школьников к выполнению быстрых движений. К наиболее распространенным методам развития быстроты реакции у младших школьников относят многократные повторения двигательных действий по внезапному сигналу или изменению ситуации. Например, начало бега по сигналу воспитателя (взмах флажком, рукой, языковая команда), изменение движения по команде воспитателя, внезапная остановка во время ходьбы или бега под музыкальные аккорды [15, c.6]. Большинство подвижных игр, связанных с динамическими упражнениями (бег, прыжки, метания), способствуют совершенствованию двигательной реакции детей, потому что здесь постоянно возникают нестандартные ситуации, в которых нужно быстро ориентироваться. У детей старших возрастных групп развитию скорости способствует применение соревновательного метода в процессе проведения занятий из физкультуры и игр-эстафет.