Методика изучения прозы У. Шапиевой на уроках родной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Эпические произведения изучаются на протяжении всех лет обучения в школе. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возможностями детей. Учителю не следует сводить работу над текстом к пересказу, разговору только о событийной стороне.
В целях лучшего усвоения содержания изучаемого художественного произведения следует проводить разнообразные творческие работы, которые способствуют развитию у них читательского интереса, художественного вкуса, лучшему пониманию поступков героев. К таким творческим работам относятся: пересказ содержания текста от имени героя, словесное иллюстрирование, инсценировка. К словесному иллюстрированию можно отнести: чтение текста, выбор эпизода, разбивка его на части.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………...…………………………….………….3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА АНАЛИЗА РАССКАЗОВ У.ШАПИЕВОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ………………...…………………………………….6
1.1. Методика анализа прозаических текстов на уроках литературы.....8
1.2.Методика анализа рассказов У.Шапиевой в школе (Сборник «С любовью сердца»).……...……………………………………………...................12
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЗЫ У.ШАПИЕВОЙ В ШКОЛЕ...…..……..21
2.1.Изучение жанровых особенностей и образной структуры художественного произведения на уроках литературы……..…………..22
2.2.Изучение эпических произведений У.Шапиевой в национальной школе (повесть «Верность»)…………......………………………...……...…..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…………...…48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы (1917-1965). - Махачкала, 1969.
- Айзерман, Л.С. Уроки литературы сегодня / Л.С. Айзерман. – М. : Просвещение, 1974. – 268 с.
- Алиханова А. Умурахил Шапиева: жизнь и судьба, личность и творчество.- Махачкала, 2012.
- Анализ литературного произведения. - Вологда, 2001.
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной об- щеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985. – 208 с.
- Балталон, Ц.П. Воспитательное чтение / Ц.П. Балталон. – М. : Типография Вильде, 1914. – 315 с.
- Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. - М., 1976.
- классика и изучение литературы в школе. - М., 1986.
- Богин, Г.И. Современная лингводидактика : учеб. пособие / Г.И. Богин. – Калинин : КГУ, 1980. – 61 с.
Её взгляд падает на него прямо с первого шага в комнату, и она застывает на её пороге, погрузившись в свое внутреннее состояние. Оно настолько напряженно, что ненадолго отвлекает её даже красота раскрывшихся бело-розовым цветом бутонов начавшего цвести под окном абрикосового дерева».
Учитель: «Для чего автор описывает внутреннее состояние героини?»
Ученик: «Описание внутреннего состояния героини обнаруживает в ней глубоко чувствующую натуру, в любой из неординарных ситуаций жизни умеющую сделать нравственно правильный выбор, сохранить своё человеческое лицо. Поэтому она и может без обиняков прямо и с достоинством обратиться к портрету давно покоящейся своей подруги: «Дорогая моя подруга Саният, я сделала всё, что могла, для того, чтобы твои дети не почувствовали, что у них нет матери. И дети, как и тебя, меня тоже называют «мамой».