Практико-ориентированные проекты в системе полного школьного языкового образования
Введение
В последние годы учителя иностранных языков меняют свой подход, направляя учеников на формирование личности, которая способна самостоятельно с удовольствием участвовать в общении на иностранном языке. Если раньше педагоги старались донести до ученика материал в полном объёме, сейчас доминирующей становится идея персонализированного, ориентированного на результат обучения. Развивается внутренняя мотивация к самообразованию, и все средства для её поддержания. Достижение этой цели возможно при условии создания образовательной среды, в которой учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями.
Важно показать ученикам практическое применение знаний, навыков и умений. Вне языковой среды недостаточно насыщать уроки различными упражнениями, предоставлять возможности для мышления, решать задачи, стимулирующие интеллектуальную активность.
В связи с этим перед учителем стоит задача организации учебного процесса таким образом, чтобы учебная деятельность ученика была успешной, а знания требовали познавательного и творческого процесса. Идеальным решением этой задачи является практико-ориентированный проект.
Оглавление
Введение 3
Глава 1: Современные теоретико-методические требования к обучению иностранному языку в системе полного образования. 6
1.1 Требования к обучению иностранному языку в старшей школе в контексте ФГОС 3-го поколения. 6
1.2 Психолого-педагогический портрет старшеклассника. 9
1.3 Виды проектирования при обучении иностранному языку в старших классах. 12
1.4 Роль практико-ориентированных проектов в обучении иностранному языку в старшей школе. 15
Выводы по главе 1 17
Глава 2: Создание практико-ориентированного проекта по иностранному языку в старшей школе 19
2.1 Методическая разработка практико-ориентированного проекта "My future profession" в 10 классе по английскому языку 19
2.2 Рекомендации по использованию практико-ориентированных проектов в системе полного школьного образования 22
Выводы по главе 2 24
Заключение 25
Список литературы 27
Приложения 30
Список литературы
1. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языков : Новый словарь методических терминов и понятий / Э. Г. Азимов, А.Н. Щукин. – Санкт-Петербург : Издательство ИКАР, 1999. – 448 с. - ISBN 978-5-7974-0207-7.
2. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе.-1999.-№6-С.17-21.
3. Бабанский, К.С. Методы обучения в современной общеобразовательной школе : учебное пособие / К.С. Бабанский – Москва: Просвещение, 1985.-213 с.
4. Барменкова О.И. О работе над проектом.//Иностранные языки в школе.-1997.-№3-С.25-27.
5. Барышников, Н. В. Методика обучения второму иностранному языку в школе : учебное пособие / Н. В. Барышников – Москва: Просвещение, 2003. – 157 с. – ISBN 5-09-010651-7.
6. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В Бондаревская // ПЕДАГОГИКА. – 1995. - № 4. – с. 147.
7. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: учеб. пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей / М. Л. Вайсбурд. – Москва. – 2006.
8. Вайсбурд М.Л. Обучение диалогической речи // Иностр. яз. в шк. 1965. № 4. С. 11–18.
9. Витлин Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения языкам // Иностр. яз. в шк. 1999. № 1. С. 21–26.
10. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н .Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 6-е изд., стер. — М .: Издательский центр «Академия», 2009. — 336 с. 18ВЫ 978-5-7695-6473-4
11. Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса / Г.Г. Даниленкова // Сб. научн. ст. / Калинингр. ун-т. – 2000. – С. 25-27.
12. Кулинич Г.Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка: 2 - 4 классы: учебно-методическое пособие / М.: ВАКО, 2010. -222 с.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество : Учебник для студ. вузов. - 4-е изд / В. С. Мухина. – Москва : Издательский центр «Академия, 2002. - 456 с. - ISBN 5-7695-0408-0.
14. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.
15. Никитенко З.Н. Создание культурной среды при обучении старших школьников иностранному языку/ З.Н. Никитенко // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал / учредители: Министерство образования и науки Российской Федерации [и др.] ; гл. ред. Н.П. Каменецкая .— М., 2008 .— № 4.— С. 16-21.
16. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования : методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. — М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с. - ISBN 978-5-88337-186-7.
17. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение дошкольников. – М.: ВАКО, 2019. – 96 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). - ISBN 978-5-408-04404-7.
18. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 2,3. – с. 3-10.
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" : утв. Приказом Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021. № 287 : [сайт]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=58 (дата обращения: 06.05.2022)
20. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» : утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/55170507/?
21. УМК: Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. «Учебник по английскому языку. 10 класс» (Happy English.ru). – М.: Титул, 2010.
В ходе написания данной работы был рассмотрел метод проектов на уроках в системе полного школьного образования. Использование проектной методики на уроках иностранного языка является эффективной и целесообразной педагогической технологией. Проектная методика позволяет развить у школьников самостоятельность, умение работать в команде, творческие способности, удовлетворить их потребность в знаниях, в интересных для них темах. Метод проектов не только выступает инновационной педагогической технологией обучения и альтернативой традиционной классно-урочной системе, но и представляет собой естественный компонент учебного процесса, где учитель выполняет роль помощника, наблюдателя, источника информации и координатора деятельности учащихся, которая основывается целиком и полностью на групповом взаимодействии. Цель исследования состояла в теоретическом обосновании и разработке проектной методики в систему учебных и внеучебных занятий. Созданный проект отвечает интересам учителя и учеников. Следовательно, его эффективность при обучении иностранного языка в старших классах школы доказана.