Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Скачать курсовую работу, в которой исследуется развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
05.11.2023
Объем файла
84 Кб
Количество страниц
31
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно. Для успешного освоения школьной программы у выпускника ДОУ должны быть сформированы, например, такие умения, как строить диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему.  Вопросы развития связной речи были актуальны во все времена и её проблемами занимались многие исследователи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и многие другие. Они отмечали, что именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место. Они способствуют дальнейшему формированию связной речи и успешному обучению в школе. Однако анализ проблемы показал, что практический аспект методических основ формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы педагогов. Также причина возникающих трудностей связана с недостатком специальных программ и рекомендаций по использованию средств и методов формирования связной речи у детей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 6

1.2. Методические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста 10

1.3. Анализ программ ДОО и методических пособий к ним с точки зрения возможности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста……………..14

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20

2.1. Изучение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста 20

2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. ‒ 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИЦ «Академия», 2015. ‒ 448 с. 

2. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский М.: Просвещение, 2011. ‒ 640 с. 

3. Глухов В. П.  Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ М., 2015. ‒ 232 с. 

4. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомкова и др. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс; Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 321 с. ‒ URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detstvo.pdf (дата обращения 02.05.2022). 

5. Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста / Н.В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. Серия «Гуманитарные науки» (теория и методика обучения, педагогика, психология, культурология, филология, экономика, история). ‒ 2019. ‒ № 1(58). ‒ С. 142-147. ‒ URL : https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_Per_620186/ (дата обращения 12.04.2022). 

6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи: книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова. ‒ 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2017. ‒ 111 с. ‒ URL : https://search.rsl.ru/ru/record/01001283259 (дата обращения 19.04.2022). 

7. Истоки: базисная   программа   развития   ребенка-дошкольника / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.  /    Науч.    ред.: Л.А. Парамонова и др. ‒ М.: Просвешение, 2014. ‒ 335 с. 

8. Кандрашкина Е.И. Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников: V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» / Е.И. Кандрашкина. – URL:  http://www.scienceforum.ru/2013/171/6070 (дата обращения 25.03.2022). 

9. Карманова Е.Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Карманова // Наука и современность. – 2018. – № 11. – С. 167-172. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-monologicheskoy-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 16.04.2022). 

10. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу: Характеристика связной речи детей 6–7 лет / под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 2016. – 116 с. – URL: https://studbooks.net/1752735/pedagogika/vyvody (дата обращения 29.03.2022). 

11. Леонтьев А.А.  Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.  4-е изд. – М.: МГУ, 2015.  485 с. 

12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2016. – URL : https://forpsy.ru/works/individualnaya/a-a-leontev-osnovyi-psiholingvistiki-e-m-c-absmyisl-c-bb-oi-konspekt/ (дата обращения 07.05.2022).

13. Липина С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук.  М.: Эксмо, 2017.  222 c. 5

14. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М.: Издательство Московского Университета, 2016.  – 320 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/1/0170 (дата обращения 17.04.2020).

15. Макарова В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников: метод. пособие / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина.  –  М.: Центр педагогического образования, 2019.  98 с.

16. Маланка Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018.  192 c.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.    Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 720 с. – URL :  http://elib.gnpbu.ru/text/rubinshteyn_osnovy-obschey-psihologii_t1_1989/go,6;fs,0/ (дата обращения 09.04.2020). 

18. Сидорчук Т.А. Технология развития связной речи дошкольников: метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – Москва, 2015.  59 с. – URL:  http://pedlib.ru/Books/1/0046/1-0046-1.shtml (дата обращения 11.02.2020). 

19. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками / Ф.А. Сохин. – М.: Педагогика, 2015. ‒ 223 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002765193 (дата обращения : 22.03.2022).

20. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / ГА. Урунтаева Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2018. ‒ 254 с. – URL : https://www.liveinternet.ru/users/redhead_queen/post117031492 (дата обращения 03.05.2022).

21. Швецова А.С. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок [Электронный ресурс]: ВКР (бакалаврская работа) студентки 4 курса очной формы обучения по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» / А.С. Швецова; ТГУ; ИПиП; науч. рук. Л. П. Пащенко.  Тюмень, 2019.  88 с.  URL: https://library.utmn.ru/dl/VKR_Tyumen/VKR_2019/IPiP/ShvetsovaAS_2019.pdf (дата обращения 03.04.2022)

22. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2015. ‒ 360 с. – URL : http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10981 (дата обращения 23.03.2022). 

Достаточный уровень. Ребенок испытывает некоторые трудности при подборе нужного слова, при переходе от одной части рассказа к другой. Ребенок допускает грамматические ошибки в согласовании слов и построении сложных предложений. Наблюдается неправильное произношение некоторых звуков, речь ребенка не отличается яркой выразительностью. Средний уровень. Ребенок может участвовать в общении, самостоятельно пересказать небольшое по объему литературное произведение, составить с помощью взрослого короткий рассказ на наглядной основе. Лексический запас ребенка немного ниже нормы, он часто повторяет одни и те же слова, смешивает слова из близкородственных языков (русского и белорусского). Ребенок допускает грамматические ошибки примерно в половине всех употребляемых слов в согласовании и образовании, использует однотипные предложения. Наблюдаются ошибки в произношении 3-4 звуков, речь ребенка не выразительна. Низкий уровень. Ребенок с трудом поддерживает разговор на бытовые темы, пересказывает с помощью воспитателя, лексический запас ниже возрастной нормы, смешивает русские и белорусские слова, допускает много грамматических ошибок (более чем в половине слов), не владеет правильным произношением более чем 5 звуков.