Пути и способы формирования soft skills у школьников на уроках русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что современное общество со всеми социально-экономическими и политическими изменениями предъявляет все больше требований к выпускникам школ, которые должны иметь не просто знания, а навыки, необходимые для своего собственного развития и продуктивной работы в целом. Поэтому на сегодняшний день многие исследователи активно занимаются проблемой формирования и развития soft skills обучающегося, которые представляют собой те "надпрофессиональные" навыки, которые необходимы каждому индивиду, желающему добиться жизненного успеха.
Объектом исследования является процесс формирования soft skills школьников. В качестве предмета исследования выступают возможности предмета "Русский язык" в формирования soft skills обучающихся.
Цель данного исследования состоит в определении оптимальных методических подходов к формированию soft skills школьников средствами предмета "Русский язык".
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования системы soft skills 7
1.1. История понятия «soft skills» («мягкие навыки») 7
1.2. Педагогические подходы, стимулирующие и помогающие оценивать развитие «гибких навыков» у школьников 18
1.3. Психолого-педагогические основы развития детских soft skills 24
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Технологии и методы достижения новых образовательных результатов обучающихся средней школы на основе soft skills 39
2.1. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения 39
2.2. Отражение soft skills в универсальных учебных действиях обучающихся 47
2.3. Soft skills на уроке русского языка 57
Выводы по второй главе 64
Глава 3. Практические подходы к формированию soft skills обучающихся в
процессе обучения их русскому языку в школе 65
3.1. Пути и способы формирования soft skills у школьников на уроках русского языка (технологии, методы) 65
3.2. Групповая работа как оптимальная форма формирования soft skills у учащихся на уроке русского языка …………………………….………………….72
3.3. Результаты опытно-экспериментальной деятельности по формированию soft skills школьников 78
Выводы по третьей главе 86
Заключение 87
Список использованной литературы 89
Приложение 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Soft skills – навыки XXI века: что больше всего ценят работодатели- драйверы в России и Пермском крае: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://perm.hse.ru/news/243254110.html. - Дата доступа: 05.10.2021
Soft skills и 4K по-русски: что это и зачем мы учим этому детей: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mel.fm/blog/uchi-ru/38650-soft-skills-i-4k-po-russki-chto-eto-i-zachem-my-uchim-etomu-detey. - Дата доступа: 12.10.2021.
Softskills и Нardskills – в чем разница : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mental-skills.ru/synopses/soft-skills-i-nard-skills-v-chem-raznitsa.html. – Дата доступа: 21.10.2021.
Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2014. – 88 с.
Амирова, С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения [Текст] / С.С. Амирова // Из-во: Педагогика, №5. 1993. – С. 96
Андреева, И. Н. Азбука эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева. – Санкт-Петербург: Речь, 2013. – 288 с.
Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2014. – 388 с.
Артюгина, Т.Ю. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практ. пособие. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. – 30 с.
Афанасьева, Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности [Текст]. / Н.А. Афанасьева // Фундаментальные исследования. № 2. 2008. – С. 60-61
Богачева, Н.В., Сивак, Н.В. Мифы о "поколении Z" // Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 64 с.
Богоявленский, Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие. – М.: Владос, 2006. – 289 с.
Бритвин, П.В. Педагогические условия совершенствования самоорганизации старшеклассников[Текст] / Автореферат дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01: Бритвин Петр Викторович
А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – проконтролировать качество обучения.
Некоторые из softskills также находят отражение в требованиях к результатам освоения образовательных программ в ФГОС ООО. Проанализировав требования к результатам освоения программы ООО, а также требованиям к формированию УУД школьника, мы предлагаем рассматривать регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия в качестве softskills обучающегося.