Средства формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в 7-8 классах
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия система российского образования в школах претерпела важные конфигурации, начиная от правил проведения уроков и государственных стандартов до технического оснащения, которые используются в образовательных классах.
Современные школьные программы стремятся к концепции «свободного развития человека», чтобы дети развивали творческий потенциал и повышали конкурентоспособность. Корректировать свое поведение, преодолевать конфликты в процессе коммуникации, признавать право на существование различных ценностей и норм поведения – основные задачи при изучении гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях среди школьников как среднего, так и высшего звена обучения. Сложилось противоречие между низкими коммуникативными составляющими учащихся и необходимостью расширения компетенций для успешного выполнения профессиональных задач. Больше внимания уделяется саморазвитию и мобильности детей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
1.1. Коммуникативная компетенция и компетентность
как методические понятия
1.2. Формирование коммуникативной компетентности на уроке
1.3. Формирование коммуникативной компетентности приизучении различных разделов русского языка
1.3.1 Формирование коммуникативной компетентности приизучении лексикологии и фразеологии
1.3.3. Формирование коммуникативной компетентности приизучении морфологии
Выводы по первой главе
2. СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Задания для формирования коммуникативных компетенций на уроке русского языка при изучении фразеологии
2.1.1. Классификация заданий по методу Т.А. Ладыженской
(М.Т. Баранова и Л.А. Тростенцовой2.2. Задания для формирования коммуникативных навыков и умений на уроке русского языка при изучении раздела «Словообразование»
2.3. Задания, направленные на формирование коммуникативных навыков на уроке русского языка при изучении раздела «Морфология»
2.4. Задания для формирования коммуникативных навыков и умений на уроке русского языка при изучении раздела «Синтаксис»
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Автономова С.И. К вопросу о системе работы по фразеологии в школе // Актуальные проблемы русской фразеологии: Межвузовский сборник научн. Трудов / С. И. Автономова. – Л., 1983. – 132 с.
Адольф В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя / В. А. Адольф. – М.: МГУ, 1998. – 48 с.
Акулова О. В. Компетентностная модель современного педагога / О. В. Акулова. – М.: РГПУ, 2007. – 158 с.
Архангельский В. Л. Устойчивые фразы в современном русском языке / В. Л. Архангельский. – Ростов н/Д.: Рост. ун-та, 1964. – 315 с.
Архарова Д. И. Русский язык. Единый государственный экзамен: анализ текста и написание рец. / Д. И. Архарова, Т. А. Долинина, А. П. Чудинов. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 190 с.
Бабайцева В. В. Русский язык: теория, 5-11 кл. : учеб. для учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз. / В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 1998. – 431 с.
Бабкин А. М. Лексикографическая разработка русской фразеологии / А. М. Бабкин. –Ленинград: Наука, 1970. – 76 с.
Балли Ш. Французская стилистика / пер. с фр. – 2-е изд., стереотипное / Ш. Балли. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 392 с.
Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка : Пособие для учителя / М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: Учеб.пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 1993. – 287 с.
Бархин К. Б. Методика русского языка в средней школе / К. Б. Бархин. – Харьков: Радянська школа, 1934. – 263 с.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / Бодров В. А. – Москва: PerSe, 2006. – 523 с.
Бордовский Г. А. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России / Г. А. Бордовский, Е. В. Пискунова. – М.: РГПУ, 2007. – 4 с.
Быстрова Е. А. Теоретические основы обучения русской фразеологии в национальной школе / Е. А. Быстрова. – М.: Педагогика, 1985. – 1
Одним из важнейших для изучения разделов русского языка является раздел словообразования. При его освоении происходит расширение словарного запаса учащихся, повышение уровня орфографической грамотности и расширение лингвистического кругозора. Основными словообразовательными понятиями выступают «производная основа», «производящая основа», «способы словообразования». Обучающиеся должны разграничивать понятия «производная основа», «непроизводная основа», «производящая основа».
Формирование коммуникативной компетентности предполагает, что обучение словообразованию имеет определяющее значение для обогащения лексического запаса школьников, выработки у них осознанных орфоэпических и орфографических навыков, языкового чутья, развития речи и логического мышления.