Система современной методики формирования русского речевого этикета у школьников 5-9 классов

Скачать дипломную работу на тему "Система современной методики формирования русского речевого этикета у школьников 5-9 классов" в которой проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.11.2023
Объем файла
262 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. В начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
В среднем же и старшем звене учащиеся должны уметь правильно формулировать свои мысли, грамотно выражаться, уметь находить и исправлять свои ошибки.
Анализ методической, педагогической литературы, наблюдение за учебным процессом показали, что работа по культуре речи проводится на уроках русского языка и литературы в малом объеме, фрагментарно. Спасают только элективные курсы и занятия по развитию речи, которые есть не во всех школах.
 

Оглавление

Введение 3

Глава I. Теоретические основы формирования речевого этикета школьников 5-9 классов 6

1.1. Понятие речевой культуры и её аспекты 6

1.2 Нормативный аспект культуры речи 15

1.3 Коммуникативные качества хорошей речи 21

1.4 Речевой этикет 28

Глава 2 Методы и приемы повышения культуры речи 36

2.1.Методы, приемы, упражнения. Обучение правильности речи на уроках русского языка 36

2.2 Методы и приемы повышения выразительности речи 40

2.3 Обучение речевому этикетку на уроках русского языка. Анализ учебников 44

Заключение 59

Список использованной литературы 61

Список использованной литературы
Бадмаев, Б.Ц., Малышев, А.А. Психология обучения речевому мастерству [Текст] / Б.Ц. Бадмаев, А.А. Малышев. – М.: ВЛАДОС, 1999. - 222с.
Баев, П. М. Играем на уроках русского языка. / П.М. Баев.
Баранов, М. Т. , Ладыженская, Т. А., Шанский, Н.М., Тростенцова, Л. А., Дейкина, А.Д. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и других 5 – 9 классов. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. [Текст] / М. Т. Баранов, Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.
Богданова , Г. И. Уроки русского языка в 5 классе. / Г. И. Богданова. - М.: Генжер, 2005. – 86 с.
Богуславская, Н.Е., Капинос, В.И., Купалова, А.Ю. и др. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженская. - Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
Будильцева М.Б. Курс лекций по дисциплине ?Русский язык и культура речи?: учебное пособие / М.Б. Будильцева, И.А. Пугачев, Н.Ю. Царева; под ред. проф. М.Б. Будильцевой. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 272с.
Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка: учебное пособие для студентов пединститутов по специальности ?Русский язык и литература? /Ф.И. Буслаев. — М.: Просвещение, 1992. — 512 с.
Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990
Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. -539 с.
Виноградов В. В. Русская наука о русском литературном языке. Уч. зап.Моск. ун-та. Вып. 106, т. III, кн. 1 (Текст)/ Виноградов В. В. -М., 1946, С. 73
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. Уч. пособие для вузов/ сост. В.С.Мухина, А.Л.Хвостов – М.: Академия,2000-624с.
Головин В.Н. Основы культуры речи. М., 1969.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие [Электронный ресурс]. ‒Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997. ‒ Режим доступа:http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook0

 Третьи - остаются полу освоенными и после окончания человеком средней школы. Было бы полезно для целенаправленного воздействия на речевую культуру знать, какие именно знаки языка имеют норму, усваиваемую независимо от школы, какие под воздействие школы и какие остаются не усвоенными и после средней школы.
Нормативный аспект культуры речи – один из важнейших, но не единственный. Можно привести большое количество самых разнообразных по содержанию текстов, безупречных с точки зрения соблюдения общелитературных норм, но не достигающих цели. Таковы, например, технические инструкции.
Уровень речевой культуры зависит не только от знания норм литературного языка, законов логики и строгого следования им, но и от владения его богатствами, умения пользоваться ими в процессе коммуникации.
Русский язык по праву называют одним из наиболее богатых и развитых языков мира.