Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе работы над текстом
Введение
Актуальность исследования.
В настоящее время в системе образования произошли изменения, которые связаны с введением новых Федеральных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС НОО). В соответствии с ФГОС НОО в перечень метапредметных результатов, составляющих основу умения учиться, входят познавательные универсальные учебные действия (далее УУД). Познавательные УУД играют особую роль в развитии младшего школьника, поскольку они включают в себя умения, которые необходимы для освоения основной образовательной программы НОО. В их число входят такие умения, как: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости объектов между собой; сравнивать и объединять объекты по определенному признаку, анализировать, классифицировать изучаемые объекты
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ
Познавательные универсальные учебные действия как планируемый результат современного образования младших школьников.
Лингвометодические основы работы над текстом на уроках русского языка: формирование предметных и метапредметных умений у младших школьников.
Потенциал учебников русского языка в формировании познавательных УУД при работе с текстом: анализ учебных материалов.
Выводы по 1 главе.
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ: ОПЫТНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных УУД у учащихся 2 класса к началу опытного обучения: констатирующий этап.2.2 Работа с текстом как фактор формирования познавательных УУД у учащихся 2 класса: формирующий этап опытного обучения.2.3 Анализ результатов опытного обучения.
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Список литературы
Александрова Г.В. Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 21 с.
Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.
Андреева И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 2. - С. 21-24.
Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 632 с.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 1-4 класс. М., БАЛАСС, 2021.
Величко И.В. Элементы проблемного обучения русскому языку в начальных классах // Таврический научный обозреватель. 2016. №1. С. 22-25.
Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс / под ред. О.В. Кузьменковой. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. -Ч. 1. - 288 с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2020. 224 с.
Гебекова О.Н. Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка как одно из требований ФГОС НОО // Обучение и воспитание: методика и практика. 2015. №3. С. 127-133.
Давыдова И.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием / И.Н. Давыдова, О.В. Смирных // Нар. образование. - 2012. - № 1. - С. 172.
Дунилова Р.А., Бобрикова Л.Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 3. С.5-11.
Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен // Вестник Южно-Уральского университета. 2014. №1. С. 16-26.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
При работе с текстом у учащихся складывается ряд умений:
- речевые умения (создание собственных высказываний, воспроизведение основных мыслей текста);
- умение ставить перед собой учебную цель;
- умение видеть шаги, которые необходимо предпринять для достижения учебной цели;
- умение пользоваться словарями (соответствующими возрасту учащихся);
- умение использовать схемы;
- умение делить текст на части и умение составлять из слов или предложений текст;
- умение выделять из текста существенную информацию [Гебекова О.Н. Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка как одно из требований ФГОС НОО // Обучение и воспитание: методика и практика. 2015. №3. С. 127-133., с. 129].Таким образом, учащийся не просто запоминает информацию.