Развитие воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные ситуация характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. В этой связи развитие воображения младших школьников приобретает особое значение. Осуществление этой задачи справедливо требует отлично нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
Современная ситуация в обществе определяет необходимость формирования творчески активной личности уже на этапе младшего школьного детства, поскольку именно в этом возрасте имеются возможности наиболее продуктивно и эффективно воздействовать на личность ребенка, используя различные методы педагогического воздействия.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..........
Глава 1 Теоретические аспекты исследования развития воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
1.1 Сущность понятия воображение в трудах отечественных и зарубежных ученых …………………………………………………..........
1.2 Внеурочная деятельность как средство развития воображения у детей младшего школьного возраста …………………………….........................
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности...…………………
2.1 Диагностика уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста……………………………………………...…….........
2.2 Разработка и внедрение программы развития воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности ……………
2.3 Анализ и обобщение результатов ………………………………...........
Заключение……………………………………………………………............
Список используемой литературы………………………………………..........
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп………
Приложение Б Количественные результаты по всем диагностическим
заданиям в экспериментальной и контрольной группе на
констатирующем этапе эксперимента………………....................................
Приложение В Количественные результаты по всем диагностическим
заданиям в экспериментальной и контрольной группе на контрольном
этапе эксперимента………………………………………………………..........
Приложение Г Тематическое планирование……………………………........
Приложение Д Конспекты занятий............
Список используемой литературы
1. Анфисова С.Е. Развитие воображения детей младшего школьного возраста средствами рисования. – М.: Изд-во Наука, 2019. 138 с.
2. Благонравова А.Б. Воображение и творческое мышление. М. : АСТ, 2017. 216 c.
3. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2016. 317 с.
4. Болыпунова Н.Я. Организация образования школьников в формах игры. Новосибирск : Изд-во НПУ, 2019 372 с.
5. Боровик О. Развитие воображения. М. : ООО «РОН», 2016. 122 с.
6. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М. : Смысл, 2018. 685 с.
7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М. : Просвещение, 2019. 195 с.
8. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М. : Педагогическое общество России, 2019. 125 с.
9. Вострикова А.П. Воспитание, образование и развитие детей. М. : Простор, 2018. 202 c.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество. М. : Просвещение, 2018. 448 c.
11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. : Просвещение, 2020. 500 с.
12. Гаврина С.В. Книга развития творческих способностей у детей. М. : Логос, 2019. 176 c.
13. Груздева А.В. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности // Журнал «Концепт». 2014. №. 2. С. 2771–2775.
14. Долгова В.И. Формирование воображения у школьников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 11 (117). С. 191-196.
15. Дудецкий А.Я., Юлустина Е. А. Психология воображения. М. : Слово, 2017. 154 с.
16. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Саратов : «Знания», 2017. 122 с.
17. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения школьника // Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 30- 36.
18. Дьяченко О.М. Развитие воображения школьника. М: МОПК, 2018. 207 с.
19. Ежкова Н. С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей школьного возраста. М. : Слово, 2019. 320 с.
20. Ермолаева М.В. Психология развития. М. : Московский психолого-социальный институт, 2019. – 218 с.
21. Жатсель А. Воображение. М. : М-Пресс, 2017. 147 c.
22. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 14-20.
Так, у Ани С. и Арины М. в рассказе использованы не все предложенные слова. Дети думали над заданием дольше 60 секунд, их рассказ короткий, связность повествования отсутствует.
У 11 (55%) детей диагностирован средний уровень умения с помощью заданных слов составить связный рассказ. Так, в рассказах Маши Б., Степы С., Германа В. и других использованы все заданные слова, однако сам рассказ короткий, без деталей, связность и логика рассказа местами отсутствуют.
После проведения диагностического задания 4 в контрольной группе, были получены следующие результаты.
У 10 (50%) диагностирован низкий уровень умения с помощью заданных слов составить связный рассказ. Так, у Маши В. и Таисии С. в рассказе использованы не все предложенные слова. Дети думали над заданием дольше 60 секунд, их рассказ короткий, связность повествования отсутствует.
У 10 (50%) диагностирован средний уровень умения с помощью заданных слов составить связный рассказ.