Игровая деятельность как условие развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, развитием и становлением фонематической, грамматической и лексической речи. Широкое владение родным языком в старшем дошкольном возрасте является залогом успешного решения задач умственного, нравственного и эстетического развития ребенка.[2] Активное и раннее обучение дошкольника родному языку обеспечит широкое использование знаний и высокую адаптивность к дальнейшей социальной среде.
Речь, как процесс общения, возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям взаимодействия социума. Она является одним из показателей правильного развития личности ребенка в коммуникативной, познавательной сфере.[28]
Полноценное и современное овладение речью, а именно, с первых дней жизни и в достаточном объеме языкового материала, обеспечивает становление у ребенка полноценной психики и дальнейшее правильное ее развитие.[3] Этим обусловлена актуальность моей работы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………………….7
1.1. Основные подходы к проблеме речевого развития детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе………………7
1.2.Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….14
1.3.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста…..21
1.4. Игровая деятельность как условие развития коммуникативных умений у детей-дошкольников………………………………………………………………..26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………………..33
2.1. Этапы эмпирического исследования и характеристика выборки………..33
2.2. Описание методов и диагностических методик исследования……………35
2.3.Анализ результатов эмпирического исследования (первичная диагностика)……………………………………………………………………….39
2.4.Анализ результатов эмпирического исследования (повторная диагностика)………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… ……………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка: учеб. пособие / А. Адлер - изд. Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 338 с.
2. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Р.И. Айзман, Н.Ф.Лысова; Новосибирский Государственный Педагогический Университет. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.: Режим доступа ЭБС: http://znanium.com
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина М.: ВЛАДОС, 2012. 256 с.
4. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. /А.Г. Арушанова -М.: Владос, 2015. 280 с.
5. Бабаева, Т. И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Т. И. Батаева. - СПб. : Детство-пресс, 2012. – 214 с.
6. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников / С. С. Бычкова. - М. : Аркти, 2015. – 174с.
7. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — М.:Издательство Юрайт, 2017. — 302 с. — Серия : Антология мысли.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 199 с. — Серия : Антология мысли.
9. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.5-6лет. Старшая группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
10. Градусова Л.В. Левшина. Н.И. Дементьева И.С. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста : учеб. пособие / под ред. Л.В. Градусовой. - Магнитогорск : МаГУ, 2010. – 96 с.
11. Громова, Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / Е. В. Громова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. - № 5. – С.16.
12. Гризик Т.И. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. М.: Просвещение, 2010. 198 с.
13. Дмитриева, В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: АСТ, 2012. - 256 c.
14. Гуревич П.С. Психология [Электронный ресурс]: Учебник / П.С. Гуревич. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 332 с. Режим доступа ЭБС: http://znanium.comс.
15. Ефимова Н.С. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: Учебник / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288 с. Режим доступа ЭБС: http://znanium.com
16. Зинченко В.П. Мещеряков Г.Б Большой психологический словарь/ В.П. Зинченко, Г.Б. Мещеряков. - АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2014 – 632 с.
17. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. / Л.В. Красильникова - М.: Сфера, 2011. 199 с.
18. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
19. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012.
20. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей 71 дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону : Спектр, 2015. – 218 с.
21. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М. Педагогика, 2015. – 214 с.
Таким образом, следует подчеркнуть, что именно в общение со сверстниками ребёнок учится выражать себя, понимать других, и вступать в межличностные отношения. Именно через общение в старшем дошкольном возрасте формируются коммуникативные умения, что является актуальной проблемой, так как степень сформированности данных умений оказывает влияние не только на результат воспитания и обучения детей, но и на процесс социализации ребёнка и его личностного развития.
1.3.Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Последний период дошкольного возраста – старший дошкольный возраст, несет в себе новые образования в психике ребенка. Произвольность психических процессов формирует способность управлять своим поведением, самооценку и самосознание. Появление произвольность открывает ребенку мир понимания собственной деятельности, возможность управлять своими эмоциями и поведением.