Эффективные способы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
Введение
Перемены, происходящие в обществе, привели к глобальным изменениям в образовательном процессе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу: предметным, личностным и метапредметным, включающим освоенные обучающимися учебные универсальные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [36]. В их числе - коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД), которые обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группе сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы развития КУУД у младших школьников на уроках литературного чтения …………………………………………………..7
Сущность коммуникативных универсальных учебных действий, речи и ее функций ………………………………………………………………………..7
1.2. Задачи развития КУУД младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО …………………………………...13
1.3. Способы развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения ……………………………………………..21
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению эффективности работы по развитию КУУД младших школьников..………………………..31
.Диагностика уровня развития КУУД на уроках литературного чтения…31
2.2. Обобщение результатов опытно-экспериментальной деятельности ……36
Заключение ………………………………………………………………...…….46
Список используемых источников и литературы ……………………... ……48
Приложение ………………………………………………………………53 - 65
Список используемых источников и литературы
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний [Текст]: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 336 с
2. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2016 –448с.
3. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. – 2020. - № 2.- С. 74-78 3..
4. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А. В. Батаршев. – М.: Издательский центр «Владос», 2017. – 376 с.
5. Божович, Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е.Д. Божович. - М.: МПСИ, 2016. - 426 с.
6. Брусенцова О.Л Методика оценки коммуникативных УУД младших школьников – М: МПСИ, 2016. – 316 с.
7. Виды УУД: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]/ под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2016. – 338 с.
8. Выготский Л.С.Собрание сочинений в 6 т.т. Т.4. – М.: Высшая школа, 2016. –655с.
9. Воровщиков С.Г., Орлова Е.В. Развитие универсальных учебных действий [Текст] Монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова // – М.: Прометей – 2017 – 410с.
10. Генике, Е.А., Трифонова, Е.А. Развитие критического мышления [Текст] / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: Изд-во "Бонфи", 2020. - 239 с.
11. Глазкова, А.М. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности [Текст] / А. М. Глазкова // Начальная школа. – 2019.- № 10. – С.51– 53.
12. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) [Текст] Монография / И.А. Гришанова. – М.: – 2016.– 437с.
13. Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст]/Р.А. Дунилова// Начальная школа. 2021. – №12.с.23-24.
14. Дятлова, К.Д. Формирование, развитие и оценка сформированности коммуникативных учебных умений школьников средствами тестового контроля [Текст] / К.Д. Дятлова // Школьные технологии. – 2019. – № 4. – С. 150-163.
15. Журова Л.Е. Методика проведения педагогической диагностики / Л.Е. Журова // Начальная школа. - 2020. - №1. с. 44-47.
16. Измайлова Р.Г Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения / Начальная школа. -2019.-№12. – с. 52.
17. Кондаков А.М. Образовательные стандарты второго поколения : [интервью с А.М. Кондаковым] / провела Л. Проноза // Справ. рук. ОУ. - 2021- № 1. - С. 12-26.
Ярким примером решения подобных задач является метод диалога, причем А. В. Батаршев считает, что для более продуктивной работы педагог должен ввести ряд правил ведения диалога: внимательно слушай собеседника; постарайся услышать, о чем он говорит; при общении смотри собеседнику в глаза; обращайся к нему по имени; дай возможность другому высказаться; твоя критика должна быть корректна; твоя позиция должна быть убедительной, для этого приводи аргументы; мы выполняем учебные задания, используя составленные правила [7].
Не менее значимым методом для развития коммуникации как взаимодействия является дискуссия. Например: «Уступи место», состоящая из следующих этапов: постановка проблемы дискуссии, поиск мнений, выражение мнений, рефлексия. Еще подобный метод Г.А.