Схематическое моделирование как способ обучения школьников решению текстовых задач
Введение
Актуальность. С самого начала обучения в школе ребенок сталкивается с различного рода текстовыми задачами, которые сопровождают его на протяжении всего обучения. Решение таких задач является одним из наиболее эффективных средств, реализующих цель образования, связанную с формированием инициативной, творческой личности, так как только при их решении осуществляются все три этапа применения математики: формализация знаний; решение задачи внутри математической модели; интерпретация полученного решения задачи.
Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Поэтому вполне обоснованно, что они ежегодно включаются в варианты EГЭ и ГИА по математике.
В современном обществе одним из методов повышения уровня математического образования становится освоение учащимися метода схематического моделирования.
Содержание
Введение………………………………………………………...............................3
Глава 1 Теоретические основы решения текстовых задач с помощью метода схематического моделирования………………………………………………….5
1.1 Понятие «модели» и «моделирования»……………………………………...5
1.2 Виды моделей, используемых для решения текстовых задач……….…….9
1.3 Этапы схематического моделирования при решении текстовых задач…..13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию у школьников умения решения текстовых задач методом схематического моделирования…………18
2.1 Различные методические подходы к использованию моделей при обучении решению текстовых задач…………………………………………………….…18
2.2 Использование приёма моделирования при обучении учащихся решению текстовых задач…………………………………………………………….….….20
2.3 Влияние схематического моделирования на формирование умения решать текстовые задачи разными способами………………………………………..…24
2.4 Разработка комплекса текстовых задач для самостоятельного решения…26
Заключение………………………………………………………………………..29
Список используемых источников………………………………………………30
Список используемых источников
1. Введение в математическое моделирование Зализняк, В. Е. Введение в математическое моделирование : учебное пособие для вузов / В. Е. Зализняк, О. А. Золотов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 133 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12249-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488304 (дата обращения: 15.05.2022).
2. Основы математического моделирования Маликов, Р. Ф. Основы математического моделирования : учебное пособие для вузов / Р. Ф. Маликов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 403 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15279-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488153 (дата обращения: 15.05.2022).
3. Методика обучения математике. Традиционные сюжетно-текстовые задачи Далингер, В. А. Методика обучения математике. Традиционные сюжетно-текстовые задачи : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Далингер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 174 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04664-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493005 (дата обращения: 15.05.2022).
4. Обучение решению задач как средство развития учащихся: из опыта работы. Методическое пособие для учителя. – Киров, ИИУ. – 1999. Текст (визуальный) : непосредственный.
5. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научится решать задачи: Кн для учащихся ст. классов сред. шк. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. Текст (визуальный) : непосредственный.
6. Шевкин А.В. Материалы курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики»: Лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. Текст (визуальный) : непосредственный.
7. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. 208 с. Текст (визуальный) : непосредственный.<
Формальная модель является представлением концептуальной модели с помощью одного или нескольких формальных языков.
Информационная модель — модель, содержащая автоматизированные справочники, реализованные с помощью систем управления базами данных.
Формальная классификация моделей основывается на классификации используемых математических средств [7]. Часто строится в форме дихотомий (разделение на две части). Например, один из популярных наборов дихотомий:
линейные или нелинейные модели;
сосредоточенные или распределенные системы;
детерминированные или стохастические;
статические или динамические;
дискретные или непрерывные и т. д.
Каждая построенная модель является линейной или нелинейной, детерминированной или стохастической. Естественно, что возможны и смешанные типы: в одном отношении сосредоточенные (по части параметров), в другом — распределенные модели и т. д.
Классификация по способу представления объекта.