Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами хореографии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в нашем сообществе, манят за собой перемены и на платформе образования. В критериях противоречивой внешней ситуации, обусловленной затянувшимся социально-политическим и экономическим кризисом, трансформируются порядочные ориентиры, что актуализирует поиск источников, повышающих и стабилизирующих высоконравственные нормативы публичной жизни, регулирующих базы жизнедеятельности людей.
Школа как социальный институт общества может внести значимый вклад в формирование ценностного дела детей к добронравовым общепризнанным меркам, если, предположим, в качестве одной из важных задач поставит увеличение авторитета морали, нравственности в организации жизнедеятельности деток, а добронравное воспитание обусловит как приоритетное направление в учебно-воспитательном процессе. Неувязка сути, цели, задач, содержания высоконравственного воспитания в педагогической теории и практике получила достаточное развитие.
Степень научной разработанности проблемы. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо и другие. В отечественной педагогике нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности (Н.И.Болдырев, Э.П.Козлов, Н.Т.Трофимова, И.Ф.Харламов, М.Г.Яновская и др.). Функциями нравственного воспитания являются включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений; передача социального опыта новому поколению, внесение в его сознание мировоззренческих идей, знаний о моральных принципах и нормах; формирование ценностных ориентации (Р.Г.Амосова, Е.В.Бондаревская, А.Г.Асмолов). Особенности нравственного воспитания младших школьников рассмотрены в работах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.И.Новиковой, В.А.Аверина.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА I. ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ КАК ИСТОЧНИК 11
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1. Возможности искусства хореографии в воспитании высоконравственной личности младшего школьника 11
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ 26
2.1. Модель процесса педагогической организации нравственным воспитанием детей 6-9 лет в условиях занятий хореографией 26
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по воспитанию нравственных качеств младших школьников детей в процессе занятий хореографией 34
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Актуальные вопросы эстетического развития и воспитания детей: Под общ. ред. Т.С.Комаровой, М.Б. Зацепиной; М-во образования Рос. Федерации. В 2-х частях; - М.: Альфа, 2002.-172с.
2. Абульханова-Славская, К .А . Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности / К.А.Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1981. - 26с.
3. Азарт, Ю.Л. Искусство воспитывать / Ю.Л.Азарт. - М., 1987. -193 с.
4. Алиев, Ю.Б. Настоящая книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б.Алиев. -М., «Музыка», 2000.- 336 с.
5. Аммосова, Е.Е. Народные истоки творчества / Е.Е.Аммосова. - Якутск: Кн. изд- во, 1994. - 120 с.
6. Андреева, С.А. Полифункциональность предметов образовательной области «Искусство» как основа социокультурного развития учащихся. Диссертация на соискание учён, степени к.п.н. - Тюмень, 2000.- 67с.
7. Апиш, Ф.Н.Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации / Ф.Н. Апиш. М.: МГОУ, 2003.
8. Аплетаев, М.Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения (методика и опыт). / М.Н.Аплетаев. - Омск: ОГПИ-НГПИ, 1989. — 89 с.
9. Арчажникова, Л.Г. Творческая деятельность учителя музыки // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвузовский сборник научных трудов. / Л.Г.Арчажникова. - Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1999. - Вып.4. - 8с.
10. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории /Аристотель. - М.: Литература, 1998. -1392 с.
11. Арзямова, Г.В. Единство нравственного и эстетического воспитания учащихся первых классов в учебно-воспитательном процессе: д и с . ...канд.пед.наук / Г.В.Арзямова. - М., Просвещение, 1983. - 40с.
12. Базарный, В.Ф.Здоровье и развитие ребёнка: контроль в школе и дома: Практическое пособие. М., 2005.
13. Барышникова, Т.А. Азбука хореографии.// Барышникова Т.А. -М.: Айрис-Пресс, 2001.-272-280 с.
14. Бахрушин, Ю. А. История русского балета. // / Бахрушин Ю. А. - М.: Сов. Россия, 1965.-248 с.
15. Бездухов, В.П. Система подготовки студентов к нравственному воспитанию школьников: Учебное пособие по спецкурсу / В.П.Бездухов. - Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1990. - 84 с.
16. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004.
17. Белкина, С И . Музыка и движение / С.И.Белкина, Т.П.Ламова, Е.И.Соковнина. - М: Просвещение, 1984. - 120 с.
18. Белозерцев, Е.П. О национально-государственном образовании в России / [Текст] Е.П.Белозерцев // Педагогика, 1998. - No3. - С. 30-35.
19. Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. [Текст] / Д.А.Белухин. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997.-304 с.
20. Бенедикт, Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США //Антология исследований культуры / Р.Бенедикт. - СПб.: Университетская книга, 1997.-Т.1.-С. 271-284.
21. Бенкс, Дж. Мультикультурное образование: цели и измерения / Дж.Бенкс //Новые ценности образования. - М., Просвещение, 1996. - No4. - 185 с, там же. - No5. -145 с.
22. Березова, Г.А. Хореографическая работа с дошкольниками / Г.А.Березова. - Киев: Музыка, 1982. - 300 с.
23. Бердяев, Н.А. Философия свободы: Смысл творчества / Н.А.Бердяев. - М., Просвещение, 1989.- 807 с.
24. Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. педагогические и психологические сочинения: в 2-х т / - М.: Педагогика, 1979.- С. 222-240.
25. Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения // П.П.Блонский. -М.: АПН РСФСР, 1961.-695 с.
26. Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей.- 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985-176 с. 27. Богуславский, М.В. Общечеловеческие и национальные ценности ориентации отечественной педагогики (начало XX в.) / М.В.Богуславский //Педагогика. - 1988.-No7. - С. 82-88.
27. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / - М.: Просвещение, 1969. - 28 с.
28. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников // Н.И.Болдырев. - М.: Педагогика, 1989. -197 с.
29. Бондаревская, Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания / Е.В. Бондаревская, Ростов - н /Д, 2006.
30. Бондаревская, Е.В. Воспитание как встреча с личностью: Избранные педагогические труды: в 2 т. / Е.В. Бондаревская. Ростов - н /Д: Изд-во РГПУ, 2006. 32. Бондаревская, Е.В. Стратегические направления развития современного образования // Инновационная школа. - Ростов - н /Д. Изд-во Ростов, гос.пед.ун-та, 2002.No1.-62с.
31. Бордовская, Н. В., Реан А. А. Педагогика. / Бордовская Н. В., Реан А. А. - СП-б, Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. - 258 с.
32. Бондаренко, Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях / - Киев: Рад. Школа, 1995. - 221 с.
33. Боровиков, Л.И. Принцип народности в нравственно-эстетическом воспитании учащихся // Нравственно-эстетическое воспитание учащихся. - Новосибирск, 1988. - С. 37-59.
34. Бороноев, А.О. Этническая психология / А.О.Бороноев, В.Н.Павлеико. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1994. - 386 с.
35. Борытко, Н.М. Моделирование воспитательного процесса // Воспитательная деятельность: методология, содержание, технология. - Астрахань, «Знание», 2001,-4-6с.
36. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности / Б.С.Братусь. - М.: Знание, 1985.-64 с.
37. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура // Б.С.Братусь. — М.: Менеджер: Рос.пед. агентство, 1994. - 60 с.
38. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры // А.И.Буров. - М.: Искусство, 1975,-175 с.
39. Ваганова, А.Я. Основы классического танца // Ваганова А.Я. 5-е изд. - Л.: Искусство, 1980-192 с.
40. Гавриловец, К.В. Воспитание человечности //- М.: Новая школа, 1981.-181с.
41. Гершунский, Б.С. Менталитет и образование //- М.: Институт практической психологии, 1996. -144 с.
42. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии // Просвещение, 1966.- 12-15с.
43. Голованов, В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях // Голованов В.П. - М.: Центр " Школьная книга". -2001.224 с.
44. Григорьев, В.М. Народные игры и традиции России / В.М.Григорьев. - М.:Петит, 1994.-244 с.
45. Гришин, Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников: дне. ... д-ра пед. наук / Д.М.Гришин. - Калуга, 1978. - 51с.
46. Гуревич, П.С. Философский словарь// - М.: Олимп, 1997. - 318 с.
47. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения//— М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
48. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка // Психическое развитие младшего школьника// - М.: Педагогика, 1990. - 12с.
49. Давыдов, В.Л. Особенности начального периода школьной жизни ребенка //Возрастная и педагогическая психология //- М.: Просвещение, 1979.- 71с.
50. Даль, В. Толковый словарь живого русского языка // - М.: Русский язык, 1980.- ТА- 404с.
51. Дробницкий, О.Г. Нравственное сознание// Философская энциклопедия в 4 - х томах - М.: Советская энциклопедия, 1967. - Т.4. -592с.
52. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности // - М.гНаука, 1977.-333 с.
53. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко, Н.М. Методика музыкального воспитания в школе// Черноиваненко Н.М.- М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 240 с.
54. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей // - СПб.: Изд. «Питер»,2000- 362 с.
55. Егоров, С. Ф. История педагогики в России // Хрестоматия- М.: Академия, 2000. - 400 с.
56. Елатонцева, И.М. Роль декоративных искусств в эстетическом воспитании учащихся // И.М. Елатонцева. - Минск, Искусство, 1995. - 17с.
57. Елисеева, А.Л. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: дис. ... канд. пед. наук [Текст] // А.Л.Елисеева. - М., 1996. - 42-45с.
58. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности.//- М.:МГУК, 1996.-93 с.
59. Жорницкая, М.Я. Северные танцы / М.Я.Жорницкая. - М.: Советский композитор, 1970. - 203 с.
60. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого- педагогического исследования - М.: Издательский центр «Академия»,2001-208 с. 80. Запорожец, А.В. Психологическое развитие ребенка. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. - М: Педагогика, 1986. - Т. 1. - 316 с.
61. Зеньковский, В.В. Психология детства // - М.: Академия, 1994.-348 с.
62. Зись, А.Л. Искусство и эстетика. [Текст]' / А.Л.Зись. - М.: Искусство, Изд. 2е.1975.-С. 15.
63. Зосимовский, А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен. [Текст] / А.В.Зосимовский // Педагогика. - 1998. - No7. - 74-80с. 84. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х томах / Сост. Шестакова В.П. - М., Искусство, 1973. - Т. 1. - 316с.
64. Ильченко, Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М.: Аркти, 2000.-44с.
65. Интегрированный курс эстетического развития студентов// Программы.- Под ред. Е.А. Дубровской.- М.: МГЛУ.- 2000.-38 с.
66. Йеменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1981. - 190 с.
67. Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. / М.С.Каган. - Л.: ЛГУ, 1971.-766 с.
68. Казначеев, СВ. Искусство танца, как особая система укрепления и развития здоровья современного человека// Танец Сибири. Искусство, - 2000 г. -№ 2 - стр.2
69. Казин, Э.М. Динамика изменения функционального состояния организма младших школьников в зависимости от режима двигательной активности в ходе учебного процесса // Валеология.2002. № 3.
70. Калачев, А.П. Этнография для детей дошкольного возраста / А.П.Калачсв. - Якутск, Искусство, 1996.- 33 с.
Под нравственным воспитанием в хореографии мы понимаем социокультурно обусловленный, интегративный и детерминированный процесс, направленный на усвоение школьниками нравственного опыта, определяющий активность и отношение к обществу, формирование способности совершенствовать себя и окружающий мир в соответствии с законы этики. Эффективность нравственного воспитания в младшем школьном возрасте зависит от организации системного подхода к этому процессу, основанного на переосмыслении содержания образования в связи с усвоением определенных нравственных знаний, от организации деятельности учащихся и педагогов в связи с этим. с практической реализацией полученных знаний. Целью нравственного воспитания в хореографии является формирование гармоничной личности, это определяет направленность и организацию данного вида воспитания, которое может эффективно осуществляться только как целостный педагогический процесс, отвечающий нормам общечеловеческой морали и законам нравственности этики. Результатом является нравственное воспитание, которое материализуется в социально-культурно ценных свойствах и качествах личности, проявляющихся в отношениях с людьми, деятельности, общении, отношениях с миром. Об уровне образованности свидетельствуют глубина нравственных чувств, способность к эмоциональному переживанию, муки совести, сострадание, сочувствие, способность эстетически воспринимать красоту окружающего мира и произведений искусства.