Ознакомление старших дошкольников с историей развития спорта посредством проектной деятельности
Введение
В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование является самым первым звеном во всей непрерывной системе образования, что определяет всю необходимость соблюдения всеми дошкольными образовательными организациями положений Концепции государственно-общественной системы олимпийского образования. Самое важное значение в системе современного образования и воспитания детей и молодежи в настоящее время придается именно педагогической деятельности, которая призвана содействовать приобщению воспитанников к основным ценностям Олимпийского движения. Данный аспект работы становится все более актуальным в свете спортивных событий как федерального, так и мирового значения, происходящих в последние годы в нашей стране. В дошкольном периоде у детей активно формируется познавательное отношение к действительности, а также происходит становление и развитие интересов к кругу разных социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта самого ребенка. Именно в этот период и следует создавать условия, способствующие формированию представлений у дошкольников об истории спорта и развитии Олимпийского движения в мире, что будет в свою очередь побуждать детей интересоваться занятиями физической культурой и спортом.
Содержание
Введение……………………………………………………………..……..…3
Глава I. Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о развитии спорта посредством проектной деятельности……………………………………………………..……7
1.1 Психолого-педагогические подходы к формированию представлений развития спорта у детей старшего дошкольного возраста………………………..7
1.2 Проектная деятельность как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о развитии спорта……………………….15
Выводы по I главе………………………………………….………..…..…...21
Глава II. Экспериментальное исследование по формированию представлений об истории развития спорта и олимпийского движения у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………………………………….23
2.1 Выявление уровня сформированных представлений об истории развития спорта и Олимпийского движения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...23
2.2 Организация и содержание работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории развития спорта и Олимпийского движения посредством проектной деятельности ………………32
2.3 Выявление динамики сформированных представлений об истории развития спорта и Олимпийского движения детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности …………………………….…...39
Выводы по II главе…………………………………………...……….…......44
Заключение……………………………………...………………….…....….46
Список использованной литературы……………………………………48
Приложение………………………………………………………….…...…53
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: офиц. текст. – М.: Проспект, 2014. – 160 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
3. Актуальные проблемы образования в сфере физической культуры и спорта в современной ситуации общественного развития: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (25 – 26 сентября 2014 г.) / под ред. В.А. Уварова. – Череповец: ЧГУ, 2014. – 179 с.
4. Анисимова М.С. Двигательная деятельность детей 5-7 лет / М. С. Анисимова, Т.В. Хабарова. – СПб. : Детство-Пресс, 2017. – 256 с.
5. Варфоломеева З.С. Особенности организации олимпийского образования детей старшего дошкольного возраста в современных условиях / З.С. Варфоломеева, И.А. Суринов, С.Е. Шивринская // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №8. – С. 22-31.
6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика - Синтез, 2012. – 112 с.
7. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М. : Айрис - Пресс, 2008. – 208 с.
8. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / Н.В. Нищева [и др.]. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 384 с.
9. Глушенко И.Ю. Проект как форма взаимодействия с семьей в работе по приобщению детей к занятиям физической культурой и спортом / И.Ю. Глушенко // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №8. – С. 94-105.
10. Гребенникова, С.Ю. Олимпийское образование детей дошкольного возраста: дополнительная образовательная программа «Олимпионик» /С.Ю. Гребенникова Т.Н. Колисниченко А.А. Муратова // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №8. – С. 52-63.
11. Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта / В.В. Григоревич. – М.: Советский спорт, 2008. – 288 с.
12. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно - методическое пособие / В.А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
13. Доронова Т.Н. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №1. – С. 49–55.
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
15. Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников / А.В. Дронь, О.Л. Данилюк. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 96 с.
16. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями / Е.С. Евдокимова Н.В. Додокина Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144 с.
17. Евдокимова Е.С. Проектная деятельность дошкольника и ее организация в детском саду / Е.С. Евдокимова // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 9. – С. 21-25.
18. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
19. Елжова Н.В. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. - Ростов н./Д: Феникс, 2010. – 282 с.
20. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети / М.А. Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
21. Зубова Е.Р. Праздник «Малые Олимпийские игры» для детей 5-6 лет / Е.Р. Зубова // Инструктор по физкультуре. – № 8. – 2013. – С. 49-52.
22. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт.-сост. Н.М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203с.
23. Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет. Сценарии для ДОУ / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
24. Кириллова Ю.А. Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги для детей старшего дошкольного возраста / Ю.А. Кириллова. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 80 с.
25. Кириллова Ю.А. Спортивные занятия с дошкольниками в домашних условиях / Ю.А. Кириллова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 16 с.
26. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.
27. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.:Мозаика-Синтез, 2012. – 70с.
28. Луконина Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду / Н.Н. Луконина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.
29. Майер А.А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада / А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
30. Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) / А.А. Майер. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 96 с.
31. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование?» / Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. – № 5. – 2009. – С. 9-11.
32. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. / И.М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
33. Олимпийское образование дошкольников : метод.пособие/ под ред. С.О. Филипповой, Т.В. Волосниковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 128с.
34. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО: семинары-практикумы / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014. – 191 с.
35. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада : конспекты занятий / Л.И. Пензулаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 112 с.
36. Петерсон Л.Г. Взаимодействие ДОУ с семьей как ресурс развития взрослых и детей / Л.Г.Петерсон, Л.Э.Абдулина // Управление ДОУ. – 2012. – № 3. – С.17-19.
37. Поддержка и развитие детской одаренности: проектная деятельность / авт.-сост. Л.П. Пяткова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 175 с.
38. Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. Методическое пособие / Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
39. Проектная деятельность старших дошкольников / сост. В.Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.
40. Прохорова, С.Ю. Детский сад: работа с родителями / С.Ю. Прохорова, Е.Б. Хижова. – М.: Скрипторий 2003, 2014. – 112 с.
41. Прищепа С.С. Партнерство дошкольной организации и семьи / С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – М.:Мозаика-Синтез, 2016. – 96с.
42. Прищепа С.С. Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников / С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
43. Современные технологии образования дошкольников / авт.- сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2017. – 222 с.
44. Соловьева Т.В. Формирование представлений об олимпийском движении у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной работы дошкольной организации / Т.В.Соловьева, Н.Л.Петренкина, М.Г. Шапковская // Физкультурно - спортивное направление развития детей в дошкольной организации: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей Всероссийской научно - практической конференции / под ред. О.А.Рогуновой. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2014. – С. 19-24.
45. Социальное партнерство детского сада с родителями: сборник материалов / сост. Т.В. Цветкова.– М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
46. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебник для учреждений высш. образования / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2014. – 368 с.
47. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. – СПб.: Детство-Пресс,2013. – 96 с.
48. Токаева Т.Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет / Т.Э. Токаева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 112с.
49. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно - методическое обеспечение / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.:Линка-Пресс, 2009. – 320 с.
50. Ховякова А.Л. Понятие, сущность и специфика олимпийского образования детей дошкольного возраста / А.Л. Ховяков // Детский сад: теория и практика. – 2013. – №8. – С. 6-13.
51. Чеменева А.А. Коммуникативно-ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольника / А.А. Чеменева, О.А.Ушакова-Славолюбова. – СПб.: Детство-Пресс 2013. – 176 с.
52. Шорыгина Т.А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
Среди наглядных методов нами были применены: наглядно-дидактические пособия «Спортивный инвентарь», «Расскажите детям о летних видах спорта», «Расскажите детям о зимних видах спорта», «Расскажите детям об Олимпийских играх», «Расскажите детям об олимпийских чемпионах», которые использовались при проведении бесед, викторин, для групповых и индивидуальных занятий с дошкольниками; Как примеры игрового метода, нами использовались дидактические игры «Найди 10 отличий», «Что перепутал художник?», «Разрезные картинки», «Кому что?», способствовавшие закреплению знаний детей о видах спорта, умения распределять соответствующий каждому виду спорта инвентарь и снаряжение. Развивающая игра-лото «Команда чемпионов» знакомила детей с видами спорта и их схематичными изображениями и была направлена на развития памяти, внимания и творческого мышления, в ходе игры ребенок упражнялся в умении анализировать и сравнивать. Настольно - печатная игра-лото «Фигура, замри!» применялась с целью знакомства старших дошкольников с различными видами спорта, упражнения в чтении слов, в определении видов спорта по схематичным рисункам, развития внимания, усидчивости, закрепления навыка пространственной ориентации. Развивающая игра «Спортивные игры» также знакомила детей с видами спорта и спортивным инвентарем, способствовала развитию ассоциативного мышления, внимания, умения читать слова. Финальной чертой, систематизировавшей знания дошкольников о летних и зимних Олимпийских играх, стала игра-викторина «Что? Где? Когда?». Обстановка была максимально приближена к реальной телевизионной игре. К подготовке видео вопросов были привлечены работники детской библиотеки, в подборе заданий-загадок для блиц - опроса творчески проявили себя родители Миши М., Саввы Г. и Тани Г. Дети разделились на команды, выбрали капитанов. На роль ведущего единогласно была выбрана Ева П., ее помощником был избран Иван П. Заинтересованность воспитанников не ослабевала на протяжении всей игры, каждый участник проявил себя при обсуждении ответов на вопросы олимпийской тематики.