Формирование пространственных представлений у старших дошкольников в процессе конструирования
Введение
Пространственная и временная организация действия ребенка, по мнению физиологов и неврологов, – основная функция и основывается на формировании высшей психической функции ребенка, детской деятельности и психической жизни. Основанием пространственных представлений является длительным и сложным процессом, который начинается еще в раннем детстве, а продолжается уже в дошкольном возрасте и совершенствуется так же в период школьного обучения. Дети приобретают на протяжении дошкольного возраста большой объём представлений о величине, форме и взаимном расположении различных предметов на плоскости и в окружающем нами пространстве. Образование пространственных представлений развивает у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, логические операции, а также формирует для дальнейшего развития наглядно-действенное о и наглядно-образное мышление.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Теоретические основы формирования пространствен-ных представлений у старших дошкольников в процессе конструирования………………………………………………… 6
1.1. Понятие «пространственные представления» и особенности их формирования у старших дошкольников……………... 6
1.2. Конструирование как одно из средств развития математических представления……………………………………………. 12
1.3. Педагогические условия формирования пространственных представлений у старших дошкольников в процессе конструирования ……………………………………………………………………
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию пространственных представлений у старших дошкольников в процессе конструирования…………………………………..
2.1. Диагностика уровня сформированности пространственных представлений у старших дошкольников и возможности использования конструирования в образовательном процессе …………………………………………………………………… 26
2.2. Методические рекомендации педагогам по формированию пространственных представлений у старших дошкольников в процессе конструирования………………………………….. 33
Заключение………………………………………………………………… 38
Библиографический список……………………………………………… 40
Приложения………………………………………………………………… 45
Библиографический список
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 2006. – 379 с.
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 2001. –304 с.
Андреев В.И. Педагогика: уч. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
Белошистая А.В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников: способы определения понятий // Дошкольное воспитание. - 2016. – №1. - С.49-53.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольников / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 1. – С. 6-17.
Браташ Э.Е. Средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста / Э.Е. Браташ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5. – С. 10-12.
Бурачевская, О В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования / О. В. Бурачевская.// Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (2). — с. 55-57.
Волошина Л.Н. Актуальные проблемы дошкольного образования / Л.Н. Волошина, Г.Е. Воробьева, О.Г. Галимская, Т.Ю. Гущина, Т.И. Иванова, Н.Д. Лащенко, И.В. Максимова, К.Е. Панасенко, Е.В. Шаталова, Л.В Шинкарева / Науч. ред. Л. Н. Волошина. — 2-е изд., испр. и доп. — Белгород: ИД «Белгород», 2017. – 230 с.
Говорова Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. – СПб., 2004.
Дыбина О.В., Пенькова Л.А. Моделирование развивающей предметно- пространственной среды в детском саду. ФГОС / Под ред. О.В. Дыбиной. – М: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с
Конструирование по замыслу предполагает, что ребёнок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
ФГОС уделяет огромное значение для создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческого потенциала
( ФГОС ДО).
Становление элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста играет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности.