Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством ментальных карт

Цель исследования: создание педагогических условий для развития словесно-логического мышления старших дошкольников с помощью ментальных карт
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
30.07.2022
Объем файла
2151 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
600 руб.
750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [10].
Анализ данных, приведенных в научных исследованиях, посвященных проблеме детей с ЗПР, позволяет утверждать, что число таких детей постоянно увеличивается, а стихийный процесс их интеграции в школы и дошкольные учреждения уже произошел. Так, если в исследованиях 1990-1999 гг. говорилось о 5-15% детей с ЗПР (Д.И. Альраххаль, 1992; Е.Б. Аксенова, 1992; Е.А. Морщинина, 1992; Т.Н. Князева, 1994; Е.С. Слегювич, 1994; О.В. Защиринская, 1995; H.Л. Белопольская, 1996 и др., то в настоящее время только в начальной школе их насчитывается до 25-30% (В.А. Кудрявцев, 2000; Ю.С. Галлямова, 2000; Е.Г. Дзугоева, 2000; Е.В. Соколова, 2000, 2005; Л.Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития …………..........................................6

1.1. Понятие словесно-логического мышления..……………………........6

1.2. Особенности развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития …………………….........12

Выводы по первой главе…………………………………………….........18

Глава 2. Использование ментальных карт для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития…19

2.1. Понятие ментальных карт…………………………………………….19

2.2. Рекомендации по применению ментальных карт для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития…………………………………………………………..21

Выводы по второй главе…………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………...30

Библиографический список…………………………………………..............32

но обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно ново

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Башаева Т.В. Энциклопедия воспитания и развития дошкольников [Текст] / Т.В. Башаева, Н.Н. Васильева, Н.В. Клюева и др. - Ярославль: Академия развития, 2001 - 480с.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

3. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] // Дефектология. - 2006. - № 3. - С.15-27

4. Лубовский, В.И. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Г.Р. Новикова, В.Ф. Шалимов // Дефектология. - 2011. - № 5. - С. 17-26.

5. Караленя О.А. Носова В.Н. Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/load/2-1-0-3854

6. Кончакова Д.А. Ментальная карта как метод речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mbdou12krsk.ru/images/1920/strped/konchakova/opisanie_pedagogicheskogo_opyta.pdf

7. Крекшина Л.Л. Психология детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/1817-2012-11-11-19-29-42.html

8. Нежнёва Г. Интеллект-карта в ДОУ: преимущества карт ума и методики составления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/intellektkarta-v-dou-preimuscestva-kart-uma-i-metodiki-sostavleniia5dcbdc0f525c952780f983ac

9. Овчинников Н.Ф. Новый взгляд на мышление. [Текст] - Ростов-на-Дону. - РостИздат. - 2008.

10. Поддьякова Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. [Текст] - СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010. - 144с.

11. Психология детей с задержкой психического развития. [Текст] Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии / Под редакцией О.В. Защиринской - СПб.: 2004. - 432с.

12. Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. [Текст] - М.: Владос, 1994. - 124с.

13. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. [Текст] - М.: Владос, 2004. - 184с.

14. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. [Текст] - Н. Новгород: НГПУ, 1994. - 230с.

Согласно позиции Ж. Пиаже, мышление – это система операций, осуществляемых в мире предметов. Вначале они неотделимы от самих объектов: с формированием у ребенка средств, что становится возможным с введением символики и способов языкового отображения, происходит абстракция действий, позволяющая рассматривать их как некоторую логическую систему, имеющую свойства обратимости и возможность самоуглубления. Мыслительные операции и действия, отрываясь от непосредственных материальных действий, образовывают операторные структуры ума, т.е. структуры мышления. Такое мышление, являющееся формальным продолжением операторных структур мышления, приводит, по Пиаже, к образованию логико-математического мышления.
Русские и зарубежные психологи развитие интеллекта в онтогенезе рассматривают как смену видов мыслительной деятельности, как переход от стадии наглядно-действенного мышления к стадии наглядно-образного и затем к стадии словесно-логического мышления. На высших этапах развития мышления умственные действия осуществляются в плане внутренней речи, используются различные языковые системы. Этот этап развития имеет две стадии: конкретно-понятийную и абстрактно-понятийную. Значит, осознаваемое мышление в зависимости от степени его обобщенности и опоры на восприятие, представления или понятия бывает трех видов. Первый вид мышления, который овладевает ребенок еще в раннем возрасте, и является исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека, связан с практическим действием над предметами – это наглядно-действенное. Н.Н. Поддьяков рассматривает наглядно-действенное мышление, прежде всего, как основу для развития других, более сложных форм мышления. По практически-действенное мышление нельзя считать примитивной формой мышления; оно сохраняется и совершенствуется на протяжении всего развития человека (Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская и др.). В развитой форме этот вид мышления свойственен людям, занимающихся конструированием или изготовлением предметов