Зрительное восприятие детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Введение
Актуальность исследования
На современном этапе развития системы образования увеличивается количество детей с нарушением зрения. Данные статистики России, говорят о том, что от нарушений зрения страдают двадцать миллионов детей. Большая часть таких детей имеют нарушения зрения из-за аномалий рефракции, которые легко диагностируются и подвластны коррекции. Полтора миллиона детей являются незрячими. Ежегодно наблюдается рост детей с патологией зрения. Этот факт вызывает повышенное внимание у исследователей к данной проблеме.
В отечественной психологии проблемой развития зрительного восприятия занимались Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко и другие специалисты.
Ученые Г. Литвак, Ю. А. Кулагин, Т. П. Зинченко, Л. П. Григорьева, М. Б. Эйдинова, Н. А. Крылова, В. А. Лонина и другие в своих трудах изучали особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.
С 60-годов прошлого века, такие ученые как В.А. Ганзен, В.Д. Глезер, В.П.Зинченко занимались изуче
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 6
1.1Понятие «восприятие», «зрительное восприятие» в психолого-педагогической литературе. 6
1.2Развитие зрительного восприятия детей в онтогенезе. 11
1.3Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения. 16
Заключение 23
Список использованных источников 25
Список использованных источников
Безруких М.М. Методика оценки уровня зрительного восприятия младших школьников / М. М. Безруких, Л. В. Морозова, Н. Н. Теребова // Физиология человека / Российская акад. наук. Отделение физиологии. - М.: 2009. - Том 35 - № 2 - С. 132-135.
Безруких М.М. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет / [Текст] / М.М. Безруких, Н.Н. Теребова – 2009. – Т. 35. – № 6. – С. 37-42.
Венгер Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2001. - 152 с.
Волокитина Т.В, А.А. Зотова, Е.В. Попова, Е.Ю. Синицкая: учебно-методическое пособие «Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей» 2012–2013 гг. 5
Выготский Л. С. Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М., 2003. - Т. 2. – 264-270 с.
Григорьева Л.П. Развитие зрительного восприятия. - М.: «Школа-Пресс», 2001.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики.: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд ВЛАДОС, 2000.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., Просвещение 1990.
Ермаков, В. П. Основы Тифлопедагогики [Текст] / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М.: Владос, 2000.
Жукова Е. А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них у младших школьников / Е.А. Жукова. Диссертация - М.: Киров. 2006 - 189 с.
Запорожец А. В. Психология действия /А.В. Запорожец. - М.: Академия, 2000. - 193 с.
Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978.
Леонтьев, А. Н. Восприятие и деятельность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Издательство Московского университета, 1976
Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. / [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л Рубинштейн. – Издательство: Питер, 2002. -720 с.
Столяр
Изначально развитие восприятия носит предметный характер, а именно все свойства предмета (цвет, форма, размер) и другое не отделяется у ребенка от предмета. Л.С. Выготский считал, что маленький ребенок вовсе не воспринимает только отдельные предметы, он воспринимает целую ситуацию, будет ли это ситуация игры или же кормления
Формирование глаз, это очень длительный и сложный процесс, начинается в внутриутробном периоде. Рассмотрим, формирование глаз по неделям внутриутробного периода.
На третьей недели внутриутробного периода происходит образование глазных ямок, сферического пузыря и зачатка хрусталика;
На четвертой недели формирование глазного бокала, хрусталиковой ямки, а также образование примитивного диска зрительного нерва;