Использование методов проблемного обучения на уроках биологии

Скачать курсовую работу, в которой исследуется использование методов проблемного обучения на уроках биологии
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
24.10.2023
Объем файла
98 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики имели сформированные познавательные потребности. В основном считается правильным то, что эти потребности   сформируются в ходе обучения к определенному возрасту. Для этого ученикам надо слушать внимательно на уроке, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять  задания и т. д.   И получается , что  наше представление  об успешно проведенном уроке и то, как мы его проводим не совпадают совсем. Мы ожидаем от учеников  познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность. 
Именно поэтому в современности большинство публикаций по теории  обучения  связано с идеей активизации учебной деятельности  и учебного процесса учащихся.
Используют несколько способов  активизации. Один из них проблемное обучение. Главная  цель проблемного   обучения - обучить не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Суть в том, чтобы  ученик, сравнивая, анализируя , обобщая, синтезируя,  конкретизируя материал, сам получат из него новую информацию. Иными словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, они ищутся и находятся учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.

 

Содержание
Введение................................................................................................................. 
Глава 1. Сущность и особенности проблемного обучения............ 
1.1 История развития представлений о  проблемном   обучении….........................................................................................
1.2  Сущность проблемного обучения……………………………
1.3  Способы организации проблемного обучения……………...................
1.4  Условия и приемы осуществления проблемного обучения…………
Выводы по первой главе………………………………………………………...
Глава 2. Использование методов проблемного обучения на уроках биологии………………………………………………………………………..
2.1 Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться………………………………
2.2  Разработка методических материалов с использованием методов проблемного обучения………………………………………………………..
Выводы по второй главе………………………………………………………...

Заключение.............................................................................................................
Список используемой литературы.......................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Используемая литература:

1. Бурнашев С.И. Исследовательский метод // Биология (Приложение к Первому сентября) – 2002. - № 2.

2. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие, - М., Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

3. Лернер И.Я. Учить творчески, воспитывать личность // Биология в школе. – 1988. № 4. – с. 4-6.

4. Матюшкина А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. – 56 с.

5. Махмутов М.М. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. – 367 с.

6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

7. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр./ М.И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.

8. Татарникова Г.В. Элементы проблемного обучения в 9 классе // Биология в школе. – 1995. - № 2. – с. 21-23.

9. Ресурсы интернет

Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, это - стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума. Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной и исследовательской деятельности. Учебная работа по закреплению и осмыслению знаний заключается в том, что после изложения нового материала и формулирования выводов и обобщений учащиеся подводятся к новым фактам и приме¬рам, для их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый материал на практике. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, а с другой - вносит трудности, так как всякий перенос знаний осуществляется не механически, а путем умственного и физического напряжения. Учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо прочнее в их памяти удерживаются логические доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. Система тренировочных упражнений, требующих от учащихся разнообразного подхода к усвоению учебного материала и высокого умственного напряжения, позволяет добиваться глубоких и прочных знаний. Известно, что даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное или даже негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности.