Дисграфия у детей младшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема изучения специфических нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Дисграфия – это состояние, при котором у детей, как правило, с достаточным уровнем интеллектуального и речевого развития, нарушается формирование навыков графической символизации речи в соответствии с фонетическим принципом написания и грамматическими правилами согласования слов в предложении.
Характерным признаком дисграфии является наличие стойких повторяющихся ошибок на письме, которые возникают у обучающихся общеобразовательной школы, не имеющих нарушения интеллектуального развития, зрения и слуха.
Эти ошибки разделяются на несколько групп:
искажения букв;
замены букв по принципу оптического и акустического сходства соответствующих им звуков;
искажения звуко-слоговой структуры слова;
нарушение слитности написания отдельных слов в предложении;
аграмматизмы на письме.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОНТОГЕНЕЗ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 5
1.1 Формирование и развитие письменной речи в онтогенезе 5
1.2 История дисграфии 10
1.3 Дисграфия и ее классификация. Основные понятия...………………….11
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. ДИСГРАФИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 18
2.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с дисграфией 18
2.2 Методика выявления дисграфии 20
Выводы по второй главе 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: Известия АПН РСФСР, 1950.
2. Виды дисграфий [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Виды_дисграфий
3. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] / И.Т. Власенко - М.: «Медицина», 1990.
4. Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков [Текст] / Ю.Г. Демьянов - М., 1970. - с. 58.
5. Дисграфия: определение, причины, симптомы и лечение [Электронный ресурс]: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/disgrafiya_opredelenie,_prichinyi,_simptomyi_i_lechenie/
6. Дисграфия [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дисграфия
7. Дисграфия [Электронный ресурс]: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysgraphia
8. Ефремов, К.Д. О двух вариантах дислексий у детей. // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей [Текст] / К.Д. Ефремов: - Л., «Наука», 1985, С. 19 -25.
9. Калмыкова, З.И. Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития. [Текст] / З.И. Калмыкова, И.Ю. Кулагиной: - М., 1986, стр. 180.
10. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А.Н. Корнев: - СПб., «Гиппократ», 1995.
11. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.Н. Корнев: - СПб., « ИДУМиМ», 1997. с. 267.
12. Ладыженская, Т.А. Связная речь. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Т.А. Ладыженская: – М., 1980.
13. Лалалева, Р.И. Дисграфия [Текст] / Р.И. Лалаева // Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов /под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, - 2007.
14. Лалаева, Р.И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова - СПб., «Речь»., 1997, - с. 224.
15. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Феникс, 2004 – 224с.
16. Левина, Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р.Е. Левина: – М., 1961.
17. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев: – Изд. 2. – М., 1997.
18. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев – Изд. 3-е. – М., 1974.
19. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А.Р. Лурия: – М., 1950.
20. Лурия, А.Р. Психологическое содержание процесса письма [Текст] / А.Р. Лурия // Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов /под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, - 2007.
21. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия: – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону, 1998.
22. Методика исследования [Электронный ресурс]: https://studfile.net/preview/5799932/page:16/
23. Методы и способы диагностики дисграфии [Электронный ресурс]:
https://infourok.ru/metodi-i-sposobi-diagnostiki-disgrafii-4013184.html
24. Микфельд, Я.О. Диагностика и коррекция предпосылок артикуляторно - акустической дисграфии у дошкольников [Текст] / Я.О. Микфельд, М.Ю. Сивенкова: - Логопедия. Научно-методический журнал 1 (15), 2007, стр. 48 -71.
25. Микфельд, Я.О., Мурашкина Ю.В. Программа по развитию языкового анализа и синтеза для учащихся 2-го класса [Текст] / Я.О. Микфельд Ю.В. Мурашкина: - Логопедия. Научно-методический журнал 2 (16), 2007, стр. 24-58.
26. Николаева, С.Н. Предупреждение нарушения письменной речи учащихся [Текст] / С.М. Николаева// Начальная школа: -1999. № 3.
27. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова: - СПб., «Союз»., 2001, - с. 240.
28. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников [Электронный ресурс]: https://studbooks.net/1739654/pedagogika/psihologo_pedagogicheskaya_harakteristika_mladshih_shkolnikov_disgrafiey
29. Садовникова, И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997.
30. Сербиновская, Н.В. Психолингвистика. Исследование и психологическая коррекция письменной речи: учебное пособие [Текст] / Н. В. Сербиновская: – Ростов-на-Дону: ЮФУ; ЮРГУЭС, 2011.
31. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] / А.Л Сиротюк: - М. «Аркти»., 2003, - с. 210.
32. Становление письменной речи в онтогенезе [Электронный ресурс]: https://infopedia.su/21xfc5c.html
33. Тест на определение дисграфии у ребенка. Методика выявления дисграфии [Электронный ресурс]: http://karkusha.su/test-na-opredelenie-disgrafii-u-rebenka-metodika-vyiyavleniya-disgrafii/
34. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма [Текст] / О.А. Токарева // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
35. Хусаинова, Г.А. Современное состояние проблемы расстройств письма у младших школьников [Текст] / Г.А. Хусаинова, Е.В. Резникова // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под науч. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 202 с.
36. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение [Текст] / Л.С. Цветкова: – М., 1988. 62
37. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст] / Л.С. Цветкова: - М., «Роспедпресс»., 1998, - с. 82.
38. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Д.Б. Эльконин: – М., 1978. – Т.1.
39. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы [Текст] / А.В. Ястребова: - М., «Аркти», 2000,- с 120.
Работы И.Т.Власенко [8], Ю.Г Демьянова [15], З.И. Калмыковой [21], Корнева А.Н. [23], И.Ю.Кулагиной [21], Л.С.Цветковой [50], А.В. Ястребова [54] показывают, что в массовой школе у детей младшего школьного возраста, наблюдаются недостатки развития познавательной деятельности. Это связанно с наличием у детей специфических расстройств письма. У детей отмечается неравномерное психическое развитие, недостаточное формирование внимания и памяти [15]. Анализ учебной деятельности, как отмечает Ястребова А.В. [56], пока- 19 зал, что дети младшего школьного возраста, обучающиеся в общеобразовательной школе и имеющие специфические расстройства письма, не могут самостоятельно организовать свою деятельность. У них снижена наблюдательность, отсутствует умение сосредотачиваться на задании, снижен темп выполнения заданий и испытываются трудности в самоконтроле над собственной деятельностью. У школьников младших классов с дисграфией нарушения письменной речи, сочетается с психическим и психофизическим инфантилизмом, интеллектуальной пассивностью. Исследование, проведенное А.Н. Корневым [24] показало, что у детей с выраженной дисграфией интеллектуальный показатель развития значительно ниже, чем у детей без нарушений письма. Анализ литературы по данному вопросу, позволяет сделать вывод о том, что дети страдающие расстройствами письма характеризуются стереотипностью, банальностью и шаблонностью. У них недостаточно сформированы мыслительные операции обобщений, абстрагирования, страдает процесс формирования сравнения понятий.