Организация работы младших школьников с научно-популярной литературой на уроках познания мира в 3 классе
Введение
Для осуществления учебной деятельности младших школьников необходимо умение работать с учебной информацией, выполнять поиск нужных сведений, умений усваивать и перерабатывать материл, понимать тексты и уметь работать по ним. То есть для успешного осуществления учебной деятельности необходим определенный уровень умения работать естественно-научной информацией.
В Государственном общеобязательном стандарте начального образования (далее - Стандарт) (приказ МОН РК от 31 октября 2018 года №604) подчеркивается, что уже в начальной школе ученик овладевает способами получения, хранения и обработки информации, учится анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста [1], систематически обращаясь к учебно-научным текстам. По словам И. Я. Лернера, ни один другой текст, кроме учебно-научного, не способен быть моделью и сценарием процесса научного познания [2].
Содержание
Введение …………………………………………………………….. 4
1 Теоретические аспекты организации работы младших школьников с научно-популярной литературой на уроках познания мира 8
1.1 Понятие и роль научно-популярной литературы в организации образовательного процесса младших школьников……………….. 8
1.2 Способы организации работы младших школьников с научно-популярной литературой на уроках познания мира ……………... 23
2 Методические основы организации работы младших школьников с научно-популярной литературой на уроках познания мира в 3 классе 28
2.1 Анализ программных требований к уровню подготовки учащихся 3 класса по познанию мира………………………………. 28
2.2 Опытно-экспериментальное исследование эффективности организации работы младших школьников с научно-популярной литературой на уроках познания мира в 3 классе ………………… 30
Заключение………………………………………………………….. 52
Список использованной литературы……………………………. 56
Список использованной литературы
Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования: Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.07.2021 г.). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33329539.
Об образовании: Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747&pos=3;-108#pos=3;-108
Десяева Н.Д. Роль научно-популярного текста в организации коммуникативно-познавательной деятельности школьника // Риторика в контексте образования и культуры: материалы XIX Международной научной конференции, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. Отв. редактор И.Ю. Нефедова; Рязанcкий государственный университет имени С.А. Есенина, 2015. - С. 240-243.
Лазарева, В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В.А. Лазарева. – М.: Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2013. – 176 с.
Романичева Е.С. Чтение «за пределами» школьного учебника: дополнительные возможности // Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики: cб. ст. междунар. науч.-практ. конф. /ред.-сост.: Т.И. Полякова. В 2-х ч. – СПб.: СПб АППО, 2018. – С. 18-21.
Шумкина О.Н. Работа с текстом на уроках искусства // Обучение и развитие детей младшего школьного возраста: сб. статей / Отв. ред. М.Б. Зацепина; под общ. ред. О.Г. Мурзакова, Е.К. Брыкиной. – М.: ИУУ МГОУ, 2018. – С.58-62.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2016. - 318 с/
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2016. - 1376 c.
Основной сборник Чарушина так и называется «Большие и маленькие».
Знаменитое изречение «Охранять природу – значит охранять Родину» принадлежит Михаилу Михайловичу Пришвину (1873-1954). Свой приход в литературу в 33 года писатель называл счастливой случайностью. Профессия агронома помогала ему знать и чувствовать землю и все, что на ней растет, искать нехоженые тропы – неизученные места земли, постигать всех, кто живет в природе. Пришвин размышлял в дневниках: «Почему я все пишу о животных, о цветах, о лесах, о природе? Многие говорят, что я ограничиваю свой талант, выключая свое внимание к самому человеку… Я нашел для себя любимое занятие: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу, как зеркало души человека: и зверю, и птице и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл».